суббота, 11 апреля 2015 г.

Boney M.: NIGHTFLIGHT TO VENUS (история создания альбома)








Nightflight to Venus («Ночной полёт на Венеру») — третий студийный альбом Boney M., спродюсированный Фрэнком Фарианом. Nightflight to Venus считается наиболее успешной работой группы, как в коммерческом, так и в творческом плане. Отдельные его композиции, в частности «Rasputin», «Rivers of Babylon», «Brown Girl in the Ring» были выпущены как синглы.
В целом альбом был положительно встречен критикой и сегодня считается классикой поп-музыки и евродиско 1970-х годов.

История создания:

В конце 1977 года Boney M., после релиза второго LP Love for Sale, приняли участие в первом большом концертном туре. В начале 1978 года был выпущен сингл «Rivers Of Babylon»/«Brown Girl In The Ring», ставший очередным прорывом для группы. Сингл возглавил чарты в Великобритании, став в итоге вторым диском по продажам в истории страны (после «Mull of Kintyre» Пола Маккартни), а также достиг рекордной для группы 30-й позиции в чартах США.
Программа нового альбома предварительно опробовалась продюсером в дискотеках Мюнхена и Саарбрюкена, где Фариан проигрывал отдельные демозаписи с новыми треками. Nightflight to Venus был записан и смикширован в Union Studios (Мюнхен) и Europasound Studios (Оффенбах). Он вышел в июле 1978 года и стал самой продаваемой пластинкой группы за всю её историю.
Оригинальных композиций, написанных для Boney M., на диске только четыре. Остальные были обработкой или каверами известных песен, для которых Фариан создал совершенно новые аранжировки, фактически переосмыслив заново казалось бы давно известные произведения. Так, композиция «Painter Man» была написана группой The Creations и вышла в 1966 году. «Rivers of Babylon» — песня ямайской рэгги-группы The Melodians, ставшей известной на рубеже 1960-х и 1970-х. «Brown Girl in the Ring» — обработка старинной ямайской мелодии. Год спустя после выхода альбома у Фариана возникли проблемы с копирайтом на аранжировку композиции «Brown Girl in the Ring», что положило начало многолетнему процессу, который до сих пор ничем не закончился.
C начала 1976 года Boney M. имели уже окончательно сформировавшийся состав из четвёрки выходцев с карибских островов, но женские вокальные партии в студии исполняли двое: Лиз Митчелл (Liz Mitchell) и Марсия Баррэтт (Marcia Barrett). Партию мужского вокала исполнял сам Фрэнк Фариан (Frank Farian) и в двух композициях ((голос робота в заглавном треке и комментатора в «Rasputin» Билл Свишер (Bill Swisher)).
В 1978 году Boney M. становятся лидерами на международной поп-сцене, потеснив с пьедестала даже шведский квартет ABBA. Проект Фариана попадает в Книгу рекордов Гиннесса за невиданный доселе объём продаж своих синглов в течение одного дня, а также получает звание лучшей группы года в Великобритании. Елизавета II удостаивает артистов аудиенции после концерта, где присутствовали все члены британской королевской семьи.      
В декабре того же 1978 года Boney M. прибыли в столицу СССР, где в ходе тура дали десять сенсационных концертов в сопровождении симфонического оркестра. Выступления Boney M., ставшей первой западной поп-группой мирового класса, посетившей Советский Союз, пользовались невероятным успехом. На концертах исполнялись и композиции с нового альбома, хотя одна из самых известных — «Rasputin», с советской сцены не звучала. Её исполнение было запрещено ввиду нежелательного идеологического подтекста.
В ходе своего пребывания в Москве группа сняла материалы, которые впоследствии были использованы в клипах «Mary's Boy Child» и «Rasputin». Киносъёмки и видеозаписи московских гастролей Boney M. в советских архивах не уцелели. Оригиналы находятся в эксклюзивном владении продюсера.
Именно с московским турне специалисты связывают значительный рост интереса к поп-музыке и стилю диско среди молодёжи и музыкальных групп стран Восточного блока. Позже советская государственная фирма "Мелодия" выпустила диск «Ночной полёт на Венеру», но без главных хитов «Rasputin» и «Rivers of Babylon». Объясняется это не только идеологическими соображениями («Rasputin» - не иначе как провокация, а «Rivers of Babylon» - как религиозная пропаганда), но и дефицитом валюты на покупку полноценной лицензии. Существовал так называемый "бюджетный" вариант лицензии для стран третьего мира, которым довольствовались фирма "Мелодия", а вместе с ней и советские слушатели. Тираж пластинки составил всего лишь 100.000 экземпляров, что для 250-миллионного СССР было просто смешной цифрой. Мгновенно возникший дефицит на лицензионный альбом  Boney M. порождал огромные очереди и драки в музыкальных магазинах, куда поступала новинка. На советском чёрном рынке за лицензионный LP от "Мелодии" просили до 60-70 рублей (при официальной стоимости 2 рубля 15 копеек), а за "фирменный" альбом, привезённый с Запада, не менее 120 рублей (среднемесячная зарплата советского рабочего).  
Под закат СССР (конец 80-х), когда в стране катастрофически не хватало средств на существование, с полок хранилища "Мелодии" достали старые использованные матрицы альбома Boney M. и напечатали гигантский тираж с переизданием той самой "бюджетки". Насколько известно, немецкие партнёры в лице компании Ariola Eurodisc GmbH и сам Фариан об этом ничего не знали, поэтому не получали никаких отчислений. Зато советская казна пополнилась неизвестным количеством (сотен тысяч или даже миллионов) рублей для латания дырок в бюджете.

Оценка:

Группа Boney M. изначально создавалась как типичный коммерческий проект, в который исполнители нанимались в соответствии с замыслом продюсера. Однако в композициях этого альбома (равно как и в двух предыдущих) они проявили яркую творческую индивидуальность. Альбом стал феноменом евродиско, зародившегося во второй половине 1970-х годов. На нём можно услышать так называемый Munich sound (Мюнхенский звук), присущий работам Фариана как саунд-продюсера.
Если сравнивать Boney M. с такими представителями поп-музыки 1970-х годов как Donna Summer или группа ABBA — Nightflight to Venus содержит оригинальное сочетание элементов поп и диско, наряду с мотивами, характерными для рок-музыки: социальной, религиозной, исторической и фольклорной тематики. Необычным для танцевально-развлекательного жанра было и содержание песен. Композиция «Rasputin» отсылает слушателя к истории России начала XX века, причём, не сильно отклоняясь от реальных фактов биографии её героя. «Rivers of Babylon» является, по сути, госпелом. В «Brown Girl in the Ring» звучат фольклорные мотивы стран Карибского бассейна, с лёгким оттенком рэгги. Интересное решение было и в том, что первые две композиции перетекают одна в другую как нон-стоп микс, создавая "мини поп-оперу" продолжительностью около 13 минут.
Критик Дэвид Гуариско (обозреватель сайта Allmusic) отметил, что альбом вступает на новую музыкальную территорию. Элементы рока, точное использование ударных и электронной музыки притягивают внимание слушателя. Самая яркая композиция альбома, по мнению Гуариско, несомненно, «Rasputin», выделяющая творчество Boney M. среди поп-групп 1970-х годов. В ней звучит весьма нетипичное гармоническое построение. Аранжировщики вместо привычной танцевальной мелодии, основанной на трезвучиях, обратились к фольклорным мотивам. Смесь дорийского и эолийского лада, с понижением седьмой ступени лада, характерной для русской музыки, синтезированная балалайка и эффектно подобранная ударная секция, украшают богато аранжированную композицию. Дополняет её лирика, обращающаяся к истории царской семьи и противоречивой фигуре Григория Распутина — интересный выбор для дискотеки. Издание Stereo Review прежде всего отметило работу продюсера и звукорежиссёров, качество аранжировки и обработки музыки. Роберт Кристгау дал альбому оценку «B-» и первое место в своём хит-параде евродиско, отметив, впрочем, что Nightflight to Venus - это не диско в привычном смысле.

Продажи и переиздания:

Альбом и сопровождающие его синглы показали очень высокий уровень продаж. Диск возглавлял чарты Великобритании 4 недели и оставался в них в течение 66 недель. Всего было продано более 4 миллионов копий «Rivers Of Babylon»/«Brown Girl In The Ring». В одной лишь Великобритании сингл находился в чартах 40 недель, став пятым по объёмам продаж за всю историю этой страны. В Германии «Rivers Of Babylon» продержался на пике чарта 17 недель и до сих пор удерживает абсолютное первенство по длительности пребывания на вершине списка бестселлеров. В Новой Зеландии этот же сингл продержался как самый успешный № 1 в течение 33 лет. Nightflight to Venus завоевал платиновый статус в Германии, Канаде, Дании и многих других странах.
Согласно данным программы «German Beats» (немецкий госканал DW-TV), которые получены от статистической службы MediaControl за август 2011 года, LP/CD Boney M. до сих пор входит в TOP10 самых продаваемых альбомов всех времён в ФРГ.
Впервые на CD альбом переиздала компания BMG в 1994 году. В 2007 году был осуществлён ремастеринг и подготовлено переиздание на лейбле Sony BMG, дополненное двумя бонус-треками «Mary’s Boy Child»/«Oh My Lord» и «Dancing In The Street». При публикации на виниле (1978) было создано несколько отличающихся редакций композиций, вошедших в альбом. В частности, существует, по крайней мере, четыре версии заглавного трека «Nightflight to Venus». Первый вариант с немецкого издания Hansa Records имел длительность 7:09 и перетекал в следующую песню без паузы. Также были варианты длительностью 5:55, 4:58, 4:46 (последний с американского и английского издания). Существуют и варианты записи с паузой между первой и второй композициями. Следующие переиздания альбома вышли на Sony Music/Legacy в 2008 и 2011 годах.

Справочная информация:

Boney M. - Nightflight to Venus (studio album)

Released: July 1978
Recorded: 1978
Genre: Euro disco, rhythm and blues
Length: 44:37
Label:
Atlantic (UK)
Sire Records (USA)
Hansa Records (FRG)
Producer: Frank Farian

Side A
"Nightflight to Venus" (Frank Farian, Fred Jay, Dietmar Kawohl) – 4:46
"Rasputin" (Frank Farian, Fred Jay, George Reyam (Hans-Jörg Mayer)) – 5:57
"Painter Man" (Eddie Phillips, Kenny Pickett) – 3:10
"He Was a Steppenwolf" (Frank Farian, Fred Jay, Stefan Klinkhammer) – 6:51
"King of the Road" (Roger Miller) – 2:35

Side B
"Rivers of Babylon" (Brent Dowe, Trevor McNaughton, Frank Farian, George Reyam) – 4:18
"Voodoonight" (Giorgio Sgarbi) – 3:31
"Brown Girl in the Ring" (Traditional; arranged by Frank Farian) – 4:02
"Never Change Lovers in the Middle of the Night" (Mats Björklund, Keith Forsey, Fred Jay) – 5:32
"Heart of Gold" (Neil Young) – 4:00

Personnel:
Liz Mitchell – lead vocals (A3, B1, B3, B5), backing vocals
Marcia Barrett – lead vocals (A1, A5, B4) backing vocals
Frank Farian – lead vocals (A2, B2) backing vocals
Bill Swisher – robot voice on A1, narrator on A2
The Rhythm Machine – musicians
Keith Forsey – drums
Nick Woodland – guitar
Mats Björklund – guitar
Gary Unwin – bass guitar
"Chico" de los Reyes – keyboards
Bernd Kohn – marimba, percussion

Production:
Frank Farian – producer
Christian Kolonovits – arranger
Johan Daansen – arranger
Mats Björklund – arranger
Michael Cretu – arranger
Stefan Klinkhammer – arranger
Fred Schreier – sound engineer
Hartmut Pfannmüller – sound engineer
John Lund – sound engineer
Tammy Grohé – sound engineer
R. Ehrhardt – co-procucer
Manfred Vormstein – art direction
Didi Zill – photography
Dengler/Kohlmeier – design
Recorded at Europasound Studios, Offenbach and Union Studios, Munich
Mixed at Europasound Studios, Offenbach

Boney M. (official page)

Комментариев нет: