вторник, 11 октября 2011 г.

Барышников и Boney M.: новый фильм о поколении 80-х








С 6 октября в российских кинотеатрах начался показ лирической трагикомедии "Мой папа Барышников" в саундтрэк которой вошла музыка Boney M. Редакция интернет-портала www.gazeta.ru попросила дать рецензию на фильм балетного критика. Предлагаем вашему вниманию этот обзор:

В прокате стартовал фильм «Мой папа Барышников» про студента балетного училища Большого театра, снятый его выпускником Дмитрием Поволоцким.

Спортивно-танцевальную драму «Мой папа Барышников» из жизни интеллигенции накануне перестройки уже называют «нашим ответом «Билли Эллиоту» Стивена Долдри. История успеха позднесоветского школьника Бориса Фишкина (Дмитрий Выскубенко), который после занятий в хореографическом училище фарцует значками и разучивает заокеанские пируэты по кассетам с выступлениями знаменитого невозвращенца, действительно рифмуется с неведомой страстью к танцу британского подростка из шахтёрского городка времён Маргарет Тэтчер.

Мифологию большого московского балета 1980-х в принципе можно разложить по категориям волшебной сказки.
После удачного пируэта по училищу ползёт слух, что Фишкин — сын Барышникова. Ведьма-политрук (Людмила Титова) пугает несчастного школяра поучительной историей про мальчика, который очень любил бананы: талантливого, но неблагонадёжного, его выгнали, и попал он рядовым солдатиком в Афганистан. Будущая прима капризно просит у влюблённого юноши в дар контрабандные джинсы, ну а сам он вместо балетного принца превращается в благородного разбойника. В пространстве московского хореографического училища при Большом театре обязательно должны возникнуть темы «балет и власть», «балет и номенклатура», но это будут, конечно же, темы для шуток. Балет и перестройка — стиль и время, фон, намечены крупными узнаваемыми штрихами. А место развития событий — семья, классная комната, двор.

Автор сценария и режиссёр «Барышникова» Дмитрий Поволоцкий сам окончил МГАХ (Московскую государственную академию хореографии) и сам переводил сокурсникам статьи про знаменитостей из Vanity Fair. Однако рос он, очевидно, не только на инъекциях недоступной западной культуры. Фильм изобилует приметами отечественной лирической школьной комедии, населённой сплошь хорошими людьми: легкомысленной, но доброй мамой с большими глазами (Анна Михалкова), амбициозными учениками, курьёзными репетиторами и кухонными интеллигентами.

Умильное восьмидесятничество разбавлено вневременными радостями балетного быта.
Порхающие ноги — и-и-и раз, и два, и три, выворотнее, выворотнее! То пуанты перед выходом на сцену натрут канифолью, то ленты прижгут, то хрупкие детские лодыжки прижмут к станку в болезненной растяжке. Половина шуток построена вокруг ехидных улыбочек и безобидного закулисного лицемерия. Что говорят старшие в балетном интернате, поймав за шкирку мелкого вертлявого однокашника? «А ну поклон классический!»

Задаёт контекст и музыка композитора Александра Маноцкова, получившего за саундтрэк к фильму приз «Кинотавра».

На звуковой дорожке он бодро смешал махровую классику и попсовую дискотеку — от Минкуса до Boney M. Ведь и сам Барышников — символ свободы, всеобщая и обобщённая заграничная мечта, звезда одновременно балета, Бродвея и Голливуда.
Её несбыточность отражается в кусочках разбитого зеркала, которыми мальчик оклеивает глобус, а потом, непонятый сверстниками, пускает символ красивой жизни по Москве-реке (эту трогательную сцену режиссёр целиком позаимствовал из своей короткометражки «Pal/Secam»).

Но больше всего делает этот фильм исполнитель главной роли, четырнадцатилетний Дмитрий Выскубенко, обладатель правильной осанки и изумительно ералашного выражения лица. С таким только и может смотреть птенец советского балетного училища на постмодернистскую хореографию Твайлы Тарп — именно она ставила танец в фильме «Белые ночи» (1985) с Михаилом Барышниковым и Хелен Миррен, кассета с которым досталась Фишкину от интуриста. Выскубенко явно наделён столь необходимым для балета актёрским умением вживаться в персонажа и предлагаемые обстоятельства. Его герой — гибкий, но не очень мощный мальчик — не выдерживает нагрузок у станка и с трудом поднимает партнёршу. Кстати, балетоманы знают, что божественный Барышников в юности был не очень высокого роста и не слишком мощной комплекции, хоть и славился лёгкостью прыжка и артистизмом.

Однако за нашего Борю Фишкина волноваться не приходится: по законам жанра перестройка закончится для него вполне благополучно, хотя с балетом, а это уже закон того времени, ему придётся попрощаться. Это даёт почувствовать уверенный тон взрослого закадрового голоса, который мы слышим ещё в самом начале, в несколько сентиментальной манере описывающего эпоху на расстоянии.

***********************************************

Зрители так отзывались о "Мой папа Барышников":

- "Фильм - просто сказка! И игра актёров хорошая, и всё с иронией показано, нет никакого уныния, и сценарий, и режиссура прекрасны, музыка подобрана очень тонко, я в восторге."
"После фильма остаётся искренняя улыбка. Подобную улыбку я ещё ни разу не испытывала смотря новый российский фильм. Картина, полная души. Картина о детской мечте, лёгкая, с юмором и очень жизненная. Без чернухи, насилия, с полным отсутствием претенциозности."
"Страшно трогательное кино."
"Вот кино для всех. Там всё - и наше прошлое, и тема отцов и детей, взаимоотношения людей, детей, семья и школа... и моё любимое - про взросление."


официальный сайт фильма: www.papa-film.ru

Комментариев нет: