Интервью с председателем FFFclub
В год 25-летия скандала, связанного с одним из самых громких проектов Фрэнка Фариана (Frank Farian), редактор нашего блога новостей связался по телефону с председателем FFFclub с просьбой прокомментировать события четвертьвековой давности и поделиться некоторыми подробностями, которые известны очень небольшому кругу людей, так или иначе связанных с музыкальной индустрией.
Корр.: Когда и как вы впервые познакомились с проектом MILLI VANILLI?
Вадим Каманин: Это произошло вскоре после того, как в Западной Германии вышел их дебютный альбом "All Or Nothing" (1988).
Мой знакомый меломан однажды сообщил, что вышел некий новый проект Фариана и его уже окрестили настоящей бомбой.
Тогда я позвонил своему бывшему коллеге по работе в авиакосмическом КБ, у которого "кормились" многие московские студии звукозаписи, и спросил, есть ли у него этот альбом. Николай (так его зовут) ответил, что со дня на день ему привезут диск и он сделает мне копию на магнитной ленте.
Кстати, "доставание" фирменных дисков во времена СССР - это отдельная история. Можно сказать, в стране к 1988 году уже была налаженная индустрия завоза дефицитных записей при помощи работников посольств, моряков, спортсменов и т.д.
В случае с моим приятелем его выручал брат, который тогда работал пилотом на международных авиарейсах. Благодаря ему тот увлёкся качественной аппаратурой и уже имел в своём арсенале пару катушечных магнитофонов высокого класса Akai, две стационарные кассетные деки Akai и Nakamichi, а также CD-плеер (ещё с 1985 года), который был недосягаемой экзотикой в СССР. Тогда же он обзавёлся и дорогущими импортными видеомагнитофонами.
Естественно, такое аудиохозяйство надо было как-то окупать, и он подпольно записывал всяким солидным дядям новинки зарубежной эстрады.
Не знаю сколько он брал с тех, кто работал в студиях звукозаписи, но для "своих" вроде меня была льготная цена, которая составляла всего 2 рубля за альбом (это в 2-3 раза дешевле, чем в "официальных" московских государственных студиях (они принадлежали так называемой СБ - "Службе быта") и раз в 10 дешевле, чем на курортах какой-нибудь криминальной Абхазии).
Так вот, уже через несколько дней я стал счастливым обладателем записи, сделанной непосредственно с фирменного компакт-диска MILLI VANILLI. По тем временам это было сверхкруто, потому что стоимость качественной "1-й копии" на чёрном рынке была куда большей. В студиях вы в принципе не могли получить такую, потому что они делали перезапись с лент, а не с LP или компакт-дисков. К тому же у них, как правило, работали "запиленные" аппараты отечественного производства и качество нередко было просто ужасным. Помнится, в школьные годы мы с друзьями перевели много денег на эти советские "студии", чтобы хоть как-то приобщиться к мировой музыкальной культуре.
Разумеется, никаких отчислений западным правообладателям советская "Служба быта" не делала. Вся выручка шла в доход государства и самих работников студий.
Корр.: А какая техника имелась в вашем распоряжении в 1988-м?
В.К.: У меня тогда было пять магнитофонов-приставок, которые работали при подключении к усилителю. Две катушечных приставки первого класса и два аппарата "Олимп-005" высшего класса. А также кассетная дека "Яуза 220" c "потрохами" от японской Akai. Это был один из немногих относительно достойных кассетных аппаратов на нашем рынке. Был ещё LP-проигрыватель высшего класса "Электроника", а усилители и акустику я периодически менял. Долго всё перечислять.
Через пару лет я, наконец, купил свой первый CD-проигрыватель "Вега". Впрочем, отечественным там был только корпус. Внутри стояла начинка японской фирмы Sanyo (той самой, с которой когда-то начиналось совместное производство электроники у Samsung).
И уж коли речь зашла о MILLI VANILLI, могу сказать, что первым CD в моей коллекции стал фирменный THE REAL MILLI VANILLI "The Moment Of Truth" (1991), который мне прислал друг, уехавший на ПМЖ в Германию.
Корр.: И возвращаясь к дебюту MIILLI VANILLI… Как вы восприняли их первый альбом?
В.К.: Это было откровение и шок одновременно. Всё-таки за прошедшие годы мы привыкли к саунду таких артистов как Boney M., ERUPTION, Gilla и Precious Wilson. Даже рок-проекты типа FAR Corporation или Meat Loaf ("Blind Before I Stop") были отмечены особым звуковым почерком Фариана.
Но MILLI VANILLI разительно отличались от всего того, что было сделано прежде. Поначалу мне даже не верилось, что это продукция FAR Music. И только внимательно прислужившись к голосам вокалистов, я смог распознать Фрэнка на бэк-вокалах нескольких трэков.
Корр.: А каково было мнение московской музыкальной тусовки о MV?
В.К.: Могу сказать, что истинные маломаны пришли в восторг или, по крайней мере, сказали что это очень интересно и свежо. Некоторые менее искушённые "слухачи", правда, пытались найти некие заимствования от американских команд, но прямых аналогий всё-таки не нашлось, кроме официального кавера "Girl You Know It's True" от NUMARX. Это действительно было новое явление на мировой поп-сцене.
Grammy американская фонографическая Академия присвоила MILLI VANILLI как раз за новаторство. А там, поверьте, заседали отнюдь не дилетанты.
Корр.: Были тогда какие-то подозрения относительно использования фонограммы артистами из MV?
В.К.: Об этом в СССР тогда вообще никто не думал. Никаких клипов модных групп по нашему телевидению почти не крутили. О гастролях звёзд такого масштаба вообще речи не было. Спутникового ТВ в квартирах советских граждан не было, интернета и прочих прелестей телекоммуникационного прогресса тоже не было. Мы просто слушали музыку и всё внимание концентрировалось только на ней. И поскольку альбомы MV были на руках у считанных единиц, почти никто даже не видел их фото.
В начале 1989 года (разгар горбачёвской "перестройки и гласности") на 1-м канале ЦТ СССР впервые засветилось MTV. Тогда в течение недели или двух по вечерам крутили получасовки с западными хитами. В обзоре лучших клипов made in Germany однажды мельком проскочило имя MILLI VANILLI и была показана очень короткая видеонарезка. Это было их первое появление на советских экранах.
Корр.: Насколько я помню, с 1986 года вы работали на ТВ. Удалось ли вам увидеть нечто большее, чем простым советским зрителям?
В.К.: Да, я пришёл на телевидение в феврале 1986 и первые несколько месяцев работал в архиве Телецентра. У меня была редкая возможность смотреть видеозаписи целого ряда программ западного ТВ, в том числе музыкальных. И всё это лишь благодаря личным связям с работниками аппаратных, куда иногда доставляли видеозаписи для монтажа каких-то программ. Всё ценное и "запретное" (в том числе музыка) находилось под особо пристальным вниманием КГБ в спецхране. Туда имело доступ очень ограниченное количество "проверенных" людей.
Кстати, после гигантского "шмона", который проводило КГБ в архивах и аппаратных телецентра "Останкино" в 1983 году (время правления генсека Андропова), там мало что осталось по-настоящему ценного. Тогда же была уничтожена копия знаменитого концерта Boney M. (1978) и записи программ "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Работники видеотеки даже показали мне формуляр того рулона, где когда-то был записан концерт Boney M. Там отмечались все записи, которые на него когда-либо делались. К моему ужасу, поверх московского шоу знаменитой группы был записан какой-то никчёмеый концерт из цикла "Народное творчество", который, наверное, даже под страхом расстрела мало кто согласился бы смотреть.
Позже выяснилось, что таинственным образом из архивов также исчезли выпуски программ "Международная панорама" (ведущий Анатолий Овсянников, который погиб в автокатастрофе в 1979 году при очень странных обстоятельствах) с рассказами о группах Boney M. и ERUPTION, а также новогодний "Голубой огонёк" (ночь 1978/1979) с номером Boney M. "He Was A Steppenwolf". Если мне не изменяет память, это был уникальный фрагмент записи, сделанной в концертном зале "Россия", а не тот, что был снят непосредственно в студии "Останкино".
Ну это так, небольшое отступление, чтобы читатель имел представление о тех временах и нравах.
Вернёмся к MILLI VANILLI. В декабре 1986 я перешёл в Редакцию информации ЦТ СССР (программы "Время", "Новости", а позже "До и после полуночи", "90 минут", "120 минут" и некоторые другие). Там о музыке пришлось почти забыть. Сами понимаете: Горбачёв, "Прожектор перестройки", "стройки пятилетки", "на полях страны", "ТАСС уполномочен заявить" - это была основная тематика редакции.
Под закат 80-х, правда, струёй свежего воздуха стали программы "До и после полуночи" (там крутили хорошую музыку благодаря музыкальному редактору Владимиру Давыденко), утренние информационно-развлекательные блоки "90/120 минут" и ночные "Новости", где иногда стали рассказывать о премьерах Голливуда и западном шоу-бизнесе.
Настоящим окном в мир стал американский информационный телеканал CNN, который транслировался у нас по внутренней кабельной сети для работников редакции. Вот как раз там можно было почерпнуть много интересного.
В то время очень популярными рубриками на CNN были "Showbiz This Week" и "Hollywood Minute", где рассказывали о новинках кино, музыки и еженедельно давали обзор TOP10 американского Billboard. Именно там я стал регулярно наблюдать триумфальное шествие MILLI VANILLI. В США они были настоящими королями. Я почти не припомню недели в течение 1989 года, чтобы о них не упоминало CNN.
Помимо TOP10 Billboard там показывали фрагменты различных телешоу с участием MV и, время от времени, интервью Роба (Rob Pilatus) и Фаба (Fab Morvan). Парадоксально, но Фрэнк Фариан не засветился на CNN ни разу. Видимо он всячески избегал лишних вопросов относительно своего сенсационного проекта, вплоть до момента, когда всплыла известная "фонограммная" история.
Корр.: Когда же всё-таки советское телевидение показало хотя бы один полный номер MV?
В.К.: Это было то ли в конце 1989, то ли в самом начале 1990 года. Помните такую музыкальную "Программу А" на первом канале (потом она переехала на РТР)? Это был фрагмент знаменитого немецкого "Peter's Pop Show" с номером "I'm Gonna Miss You". Первое и последнее появление "классического" состава (Rob & Fab) на наших экранах. У меня даже сохранилась эта видеозапись на кассете VHS.
Корр.: Учитывая что MV в тот год затмили самого Майкла Джексона (Michael Jackson), неужели советская пресса игнорировала их успех?
В.К.: Советская пресса питалась слухами и время от времени переводила статьи из западных музыкальных журналов, обрамляя эту информацию всякими идеологическими штампами. Иногда "Московский комсомолец" мог что-то мельком напечатать в рубрике "Звуковая дорожка" и не более того. Но я, откровенно говоря, ничего не могу припомнить. Покупать все издания такого рода и пытаться найти в них какие-то крохи реальной информации - это было выше моих сил. Но однажды мне принесли огромную подшивку номеров западногерманского журнала Bravo, и вот оттуда можно было много чего узнать. Именно там на большом развороте красовалось сообщение, что MILLI VANILLI были признаны группой N1 за 1989 год.
Другое дело, когда разразился скандал. Вот тогда даже у нас некоторые газеты "оттянулись" по полной, живописав все "ужасы и гримасы западного шоу-бизнеса".
Корр.: Когда и как вам стало известно о фонограммном скандале?
В.К.: Где-то в конце 1990. Ко мне на работу заехал знакомый, который был директором одного из первых частных концертных агентств в СССР. Первое, что он изрёк с порога: "Вадим, ты в курсе что там Фариан натворил?!". Я пожал плечами в ответ, и тогда он взахлёб начал мне рассказывать что произошло.
Корр.: И как вы восприняли эту новость?
В.К.: Поначалу с некоторым недоверием. Но потом увидел сюжет по CNN и понял что скандал разгорелся нешуточный. Особенно впечатлили те кадры, где диски и кассеты MV давили катком. Такой чисто американский аттракцион (смеётся). Что-то наподобие скандально известных "похорон" стиля disco в Чикаго (1979).
Корр.: Не пропало после этого желание слушать музыку MILLI VANILLI?
В.К.: Поначалу было какое-то странное чувство. С одной стороны - есть реальная музыка, с другой - знание того, что "пели не они" (то есть те, кто изображён на обложке). Но, повторюсь, поскольку в СССР почти никто MILLI VANILLI в глаза не видел, то и не было какой-то особой психологической привязки к их образам. Поэтому через некоторое время всё вернулось на круги своя и я продолжил их слушать как ни в чём не бывало. Тем более что Фариан выпустил настоящих артистов на сцену в поддержку следующего альбома. Надо сказать, что меня всегда интересовала музыка в гораздо большей степени, чем её визуальное воплощение. Но на Западе в эпоху MTV музыка стала резко отходить на второй план. Там быстро научились впаривать всякое дерьмо в эффектной клиповой обёртке со смазливыми личиками. Хотя в случае с MV музыка всё-таки была для меня на первом плане. Полагаю, что у Фариана тоже. Просто так сошлись звёзды, что под руку попались модельные Роб и Фаб.
Корр.: Каково было ваше впечатление от второго альбома THE REAL MILLI VANILLI?
В.К.: Очень интересная работа, которая была уже явно заточена под американскую аудиторию. Весь европейский "флёр" там отсутствовал, что, правда, чуть понизило бы его шансы на успех в Старом Свете. Но если бы не скандал с "первым составом", то это наверняка был бы мегабестселлер. Сингл "Keep On Running" к тому моменту был уже достаточно хорошо раскручен в Европе.
Корр.: Удалось ли вам тогда посмотреть на видео что-либо из репертуара реальных MILLI VANILLI?
В.К.: Да, как раз тогда ЦТ СССР получило видеозапись суперконцерта ведущих мировых звёзд с фестиваля Сан-Рэмо (Италия). Это были специальные отдельные шоу почётных гостей в рамках фестиваля и проводились они под названием San-Remo International (27/02/1991 - 02/03/1991). Я присутствовал в одной из аппаратных Телецентра во время записи дублирующей копии этой программы при подготовке к эфиру и имел возможность наблюдать столь масштабное событие.
Надо отметить, что THE REAL MILLI VANILLI итальянцы приняли на УРА. Таких громких возгласов одобрения там мало кто сорвал, хотя на сцене прошла целая обойма тогдашних звёзд первой величины типа Seal, Kim Appleby (ex-Mel & Kim), A-HA, Stefano Secchi & Orlando Johnson, Tanita Tikaram, BEE GEES, Rod Stewart, Phil Collins и т.д.
Советское телевидение показало только "выжимку" из нескольких вечеров, где THE REAL MILLI VANILLI исполнили специальную версию "Keep On Running", которая ни на сингле, ни на альбоме мне не попадалась. Кстати, эта запись сейчас - настоящий раритет…
Корр.: У вас она имеется?
В.К.: Да, мне записали её знакомые видеоинженеры в "Останкино" в том же 1991-м на кассету VHS. Но это та версия, которая пошла в эфир. К сожалению, полной версии концерта у нас нет.
Корр.: Это то самое видео, которое является одним из лидеров в нашем видеоканале на Youtube?
В.К.: Да, то самое. Но надо учесть, что мы были вынуждены его сократить, когда подкладывали стереофонограмму с официального сингла. Той самой версии, что была исполнена в San-Remo, мы не нашли.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий