пятница, 10 апреля 2015 г.

Boney M.: "виноватое удовольствие" N1





Термин "виноватое удовольствие" хорошо известен на Западе, но в России о таком выражении знают немногие. Обычно это определение используют журналисты и разного рода обозреватели новинок кино, театра и музыки.
Если коротко, то "виноватым удовольствием" принято считать такое произведение искусства, которое часто подвергается критике "специалистов-профессионалов", но горячо любимо публикой.
В течение 40 лет, со дня появления проекта Boney M., не было недостатка в желающих растоптать этих народных любимцев. И чего только не приписывали коллективу "культурные" рыцари пера и промокашки: играют не так, поют не то  (или вообще не поют), напяливают на себя вызывающие костюмы (а то и вовсе позируют без костюмов!), портят вкус подрастающего поколения и т.д. и т.п.
Вобщем, как принято сейчас выражаться, "ужас-ужас!".
Однако если посмотреть с высоты прошедших сорока лет и вспомнить что прочили эти самые критики проекту Фрэнка Фариана (Frank Farian), то невольно вспоминается известная восточная мудрость: "Собаки лают, а караван идёт".
Чего, например, стоят сегодня предсказания высоколобых "критиков-интеллектуалов", писавших году эдак в 1976 или 1977, что "Boney M. - это явление одной сенсации и скоро надо ожидать спада". А что в итоге? Спустя 40 лет группа по прежнему находится в международных чартах от Канады до Индии, а спрос на её записи до сих пор превосходит многих "современных и прогрессивных" звездуль и звездунов.
Когда-то те же критики превозносили всякого рода подвальные команды, поющих "на злобу дня" песни протеста и демонстративно харкающих со сцены на беснующуюся в экстазе публику, разделяющую их взгляды на "мир продажного капитализма". Апофеозом "прогрессивного искусства" считалось битьё электрогитар под звуки финальных аккордов, обливание бычьей кровью благодарных зрителей и откусывание голов у летучих мышей, как это практиковали порой "неистовые хард-рокеры".
Прошли годы, и большинство вчерашних любителей "прогрессивного протеста" обросли жирком вполне довольных жизнью бюргеров, а также жёнами и детьми. И сами того не осознавая, подобно своим же родителям, не очень приветствуют походы своих деток-подростков на "мероприятия", описанные в предыдущем азаце.
Boney M. не собирались переворачивать мир и не призывали к бесконечным походам на баррикады против всего и вся. Напротив, своими песнями они успокаивали, развлекали или заставляли грустить. Вобщем, пробуждали вполне обычные человеческие чувства, но обязательно зо знаком "+".
Были и такие песни, которые затрагивали социальные аспекты ("Belfast", "El Lute", "We Kill The World/Don't Kill The World"), но всегда призывавшие не к тупому бунту, а к созиданию. В этом и была основная разница музыки Boney M. с новомодными  "бунтарями-романтиками", о которых сейчас мало кто помнит.
Именно тот факт, что Boney M. пели "о хорошем, добром, вечном", вызывал нескрываемое раздражение у газетчиков-"прогрессистов", ненавидевших эту команду за "банальную предсказуемость".
ОК, пусть так. Однако время всё расставило на свои места и сегодня Boney M. соседствуют в списках бестселлеров рядом в Pink Floyd (одной из немногих по-настоящему прогрессивных команд, доживших до наших дней благодаря наличию у них реального музыкального таланта) и считанными единицами артистов XX века, заслуживших право находиться в пантеоне великих мастеров поп/рок сцены.
На днях голландская станция Radio 10 проводила опрос среди слушателей, которым было предложено выбрать лучший хит из 110 предложенных редакцией, попавших в категорию "виноватое удовольствие". Среди претендентов значились такие имена как Blues Brothers, Kyle Minogue, Elton John & Kiki Dee, Pet Shop Boys, Falco, James Brown, Kiss, Backstreet Boys, Abba и многие другие.
Но победителями стали Boney M. с бессмертным хитом "Rivers Of Babylon"...

Желающие ознакомиться с полным списком могут скачать pdf-файл, кликнув на эту ссылку: LINK

Комментариев нет: