вторник, 23 декабря 2008 г.

Sony BMG: перезагрузка




Один из крупнейших мировых лэйблов, Sony BMG, который распространяет, в том числе, и бэк-каталог компании Фрэнка Фариана (MCI), в настоящий момент переживает период глубоких структурных изменений. После того как произошёл "развод" двух стратегических партнёров - германской Bertelsmann Music Group (BMG) и японской Sony Music, руководство последней, выкупившее все "музыкальные" активы немецкого концерна, озабочено увеличением рентабельности своей новообразованной "империи". В частности, изменения коснулись и московского отделения бывшей Sony BMG Russia. Судя по всему, произойдёт сокращение штатов российского офиса, а также поменяется стратегия распространения медийных продуктов.
Как известно, руководство Sony Music является активным сторонником продаж своего музыкального контента через интернет-сеть и устройства мобильной связи. Уже сейчас в некоторых развитых странах доходы от продаж через порталы цифровых загрузок превысили 50%. Популярность физических носителей (в первую очередь CD) неуклонно падает. Моду на "виртуальную" музыку диктует подрастающее поколение, привыкшее получать полюбившиеся мелодии, что называется, "не отходя от кассы".
С одной стороны, это очень удобно: заплати примерно 1 евро за одну композицию (средняя стоимость в Европе) и "качай себе в мобилу" или на компьютер очередной свежий хит.
Однако многие истинные ценители музыки и коллекционеры обеспокоены таким поворотом дела. То, что хорошо для бизнеса, далеко не всегда хорошо для развития настоящего искусства, к коему можно причислять и некоторые произведения, созданные для поп- и рок-сцены.
Ещё относительно недавно прослушивание музыки для многих людей было чуть ли не священным ритуалом. Мало того, что нужно было выявить среди обширного музыкального потока достойные вещи, но приходилось прилагать немалые усилия чтобы получить носители, гарантирующее максимально высокое качество звучания. В 70-х - начале 80-х это были виниловые LP и компакт-кассеты (дорогих марок), затем, начиная с середины 80-х, CD, Super Audio CD и DVD Audio. Последний цифровой формат на физическом носителе, Blue Ray Disc, как гласит реклама, способен обеспечить ещё более внушительное качество воспроизведения. Однако пока диски Blue Ray чрезвычайно дороги для основной массы российских потребителей. С другой стороны, сжатые звуковые файлы, распространяемые через интернет, совсем не устраивают любителей качественного звука. А коллекционеры и вовсе отказываются признавать эти виртуальные "консервы", использовать которые просто "не солидно" для истинного ценителя музыки.
Таким образом, главными носителями для них остаются CD и LP. К слову сказать, "винил", в последнее время, снова набирает популярность.
Что же готовит нам, в связи с вышеописанными событиями, день завтрашний ? Ставка руководства Sony на "виртуальный" контент понятна. Никаких затрат на производство дисков, никакой возни с печатанием обложек, буклетов и т.д. Рентабельность просто невиданная. Сотни миллионов подростков, расходующих свои карманные деньги на закачку очередного видео с оголённым торсом Бритни Спирс и ей подобных "звёзд", гарантируют "светлое будущее" компании.
Однако что может дать такое суррогатное потребление с точки зрения развития вкуса ? Уже сейчас толпы оболваненных юнцов (да и куда более зрелых людей) бродят по улицам городов с "заткнутыми ушами", упёршись пустым безучастным взглядом в микроскопический экранчик своего мобильника, "употребляя музыкальный кайф" и почти не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Для желторотых тинэйджеров это, прежде всего, лишний повод прихвастнуть перед сверстниками очередным "навороченным гаджетом". Но что остаётся тем, кто считает просто недостойным такое времяпрепровождение (?), тем, для кого понятие МУЗЫКА вовсе не ассоциируется с наличием в кармане последней модели телефонной трубки стандарта 3G ?
Здесь вопрос куда более сложный. С публикацией того же каталога Boney M. в юбилейный год их мирового триумфа (30 лет !) мы так и не дождались по-настоящему солидных изданий. Коллекционеры и поклонники творчества группы очень рассчитывали на юбилейный подарочный репринт легендарного альбома "Nightflight To Venus" на виниле, а также полного собрания альбомов и синглов Boney M. на CD. Кроме того, фаны мечтали что наконец-то будут изданы на DVD представляющие большой интерес видеопрограммы о первых сенсационных гастролях коллектива в СССР, а также знаменитый LIVE-концерт в Дублине. Однако вместо этого мы получили довольно хаотичные выпуски всевозможных бюджетных сборников, которые явно не соответствуют статусу группы и её вкладу в мировое музыкальное наследие.
Последняя "подарочная коробка" "The Complete Collection" ("Полная коллеция"), по сути, полной коллекцией не является. Это лишь очередное переиздание известных ремастированных альбомов, впервые выпущенных в 2007 году. Единственное дополнение - 45-минутная видеопрограмма с телешоу ZDF "Fantastic Boney M." (1979). Конечно и это неплохо, но всё же явно не то, на что рассчитывали поклонники.
Тем не менее бюджетный CD-box set "Boney M. The Complete Collection" продаётся в России просто по грабительской цене (порядка 2 500 рублей). В частности, такие цены фигурируют в московских магазинах "Пурпурный легион" и "Союз". Что это - новая ценовая политика Sony Music или самодеятельность местных торговцев, решивших под разговоры о мировом кризисе вульгарно "срубить бабла" ? Между тем, цена этого комплекта в Германии равняется 30 евро (по нынешнему курсу чуть более 1000 рублей). Даже учитывая транспортировку, налоговые сборы и маржу, заложенную потенциально добросовестным продавцом, стоимость такого бокс-сета не может превышать сумму в 1200 - 1400 рублей ! В связи с этим возникает вопрос: кто в настоящий момент контролирует ценовую политику в российском отделении Sony Music ? Или, может быть, воспользовавшись периодом реструктуризации в российском отделении компании, отечественные дельцы просто решили банально "поймать рыбку в мутной воде" ?
Последний вариант вполне вероятен, поскольку даже официальный сайт Sony BMG Russia закрыт на реконструкцию. Правда его техническая заставка обещает скорое возрождение уже в новом качестве. Дай Бог, чтобы эта "перезагрузка" пошла на пользу конечному потребителю.


фото:
1.так сегодня выглядит титульная страница "перестраивающегося" официального сайта Sony BMG Russia
2.Boney M. в Москве (декабрь 1978 года)

видео:
фрагменты документального телешоу "Поп-лененда Boney M." (MDR, 2006). уникальные кадры первых сенсационных гастролей группы в СССР так и не были опубликованы на DVD в год 30-летнего юбилея этого события.

Комментариев нет: