четверг, 21 февраля 2008 г.

Слухи о "фонограммных" концертах Boney M. были сильно преувеличены







Уже давно не секрет, что многие музыкальные критики пеняли на то, что Boney M. является т.н. "пластиковой формацией", то есть группой, нанятой по кастингу и, якобы, к реальному пению отношения не имеющей. Это мнение уже многие годы кочует по всевозможным музыкальным "энциклопедиям", справочникам и журнальным статьям. О представителях жёлтой прессы и говорить нечего. Для них подобные "факты" всегда являлись "лакомым куском", уцепившись за который, можно было долго "перемывать косточки" артистам.
Одако насколько верны такие утверждения ?
Вернёмся на 30 лет назад, чтобы понять, какая ситуация в музыке царила в те годы.
Такие направления как хард-рок, панк и им подобные, никогда не ставили во главу угла качество звучания на сцене. Большинство подобных концертов попросту превращалось в вакханалию, состоящую из какафонии диких завываний на сцене и рёва вошедшего в раж зала. Кульминацией действа, как правило, было публичное битьё музыкальных инструментов или другие "нестандартные" выходки. Отдельные примеры лучших образцов рок-музыки не берём, но общая тенденция была именно таковой. В рок-музыке 70-х всегда делался упор на эпатаж, постоянное "встряхивание" аудитории и вовлечение её во всеобщее буйное помешательство.
Однако с приходом музыки disco, когда на сцене стали появляться опрятно одетые и эффектные исполнители, зритель невольно стал акцентировать своё внимание на общем качестве шоу. Аудитория поклонников диско-музыки имела обыкновение относиться более внимательно к предлагаемому музыкальному материалу и качеству инструментальных и вокальных партий. Но обеспечить достойное звучание на сцене, которое могло бы приблизиться к студийным условиям, было тогда делом весьма непростым и дорогостоящим. Если в рок-музыке инструментальный состав, как правило, ограничивался несколькими гитарами, электроорганом и ударной установкой, то многие диско-формации дополнительно использовали звучание большого оркестра (струнные, духовые), группы бэк-вокала и т.д. Перевозить такое количество музыкантов, вокалистов и техников всегда было весьма затратным делом. Билеты на подобные шоу становились чрезвычайно дорогими, и это отпугивало многих концертных менеджеров. Поэтому для того, чтобы концертный тур по залам средней вместимости стал хотя бы относительно рентабельным, потребовалось использовать предварительно записанную фонограмму. Телевизионные выступления, которые нынешние критики приводят как "аргумент", почти всегда транслировались с применением фонограммы. Однако это была обычная практика, обусловленная техническими особенностями телетрансляций того времени. Лишь изредка телевидение могло позволить себе дорогостоящую запись "живого" выступления, которое требовало большой предварительной подготовки и изрядного количества обслуживающего персонала.
Тем неменее Boney M., являясь одними из лидеров мировой поп-музыки, дали огромное количество LIVE-концертов в разных странах.
Здесь мы публикуем два фрагмента живых выступлений Boney M.: шоу 1977 года в центральном концертном зале Вены (Австрия), где даже Бобби Фаррэлл демонстрирует свои вокальные возможности, и концерт 1984 года в Сан-Сити (ЮАР), когда в составе коллектива уже был Реджи Цибо.
Да, на дисках периода 1975-1980гг. мужские партии исполнял Фрэнк Фариан, что никогда не было тайной. Однако на концертах Бобби Фаррэлл честно отрабатывал свой хлеб, выкладываясь, что называется, на все 100%. С приходом в 1982 году нового вокалиста, Реджи Цибо, "живые" выступления Boney M. стали ещё более внушительными. Концерт в Сан-Сити проходил с участием студийного аранжировщика группы, Штэфана Клинкхаммера, который играл на клавишных.
Нынешний официальный состав Boney M. feat.Liz Mitchell также выступает в режиме "полный LIVE", гастролируя со своей инструментальной группой. К сожалению, "бюджетные" концерты Boney M. в России проходят, в основном, под минусовую фонограмму. Счастливым исключением для отечественной публики стал прошлогодний концерт группы в большом зале "Октябрьский" (Санкт-Петербург), где Boney M. дали живой концерт в рамках юбилейного мирового тура.
Осенью 2007 года MCI/Sony BMG выпустили DVD "Fantastic Boney M.". Там впервые опубликован упоминавшийся в этой заметке концерт в Вене. На обложке диска, однако, имеется неточность относительно указания места выступления. Там утверждается что концерт якобы проходил в зале CCH (Гамбург, ФРГ). Однако международное сообщество фанов Boney M. после проведённого расследования выявило имеющее место ошибку.

Комментариев нет: