воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Frank Farian: "Германия ищет суперзвезду и не находит"


На днях интернет-портал популярного немецкого журнала DER SPIEGEL опубликовал интервью с Фрэнком Фарианом. Предлагаем вам перевод беседы знаменитого продюсера с корреспондентами этого издания с небольшими сокращениями:

Он создал одну из самых успешных поп-групп Boney M., с Milli Vanilli он породил скандал. В своём интервью музыкальный продюсер Фрэнк Фариан рассказывает как создаётся популярное развлечение, пикируется с Дитером Боленом и вспоминает Майкла Джексона.

Вопрос: Господин Фариан, в середине 70-х Вы оказались в числе ведущих мировых продюсеров, создав группу с помощью кстинг-агентства. Всё началось с песни "Baby Do You Wanna Bump?", которую Вы записали своим собственным голосом в разных тональностях. Чтобы песня оказалась в хит-парадах, было необходимо показаться в ТВ-шоу. Тогда Вас пришлось бы "размножить" на генераторе телевизионных спецэффектов ADO в четырёх экземплярах, что уже в принципе было возможно. Но Вы пошли другим путём, взяв четырёх других артистов и назвали группу Boney M. Почему Вы сами не захотели оказаться в центре внимания? Из-за того что Вы некрасивы?

Фрэнк Фариан: Я действительно никогда не был симпатичным парнем, старался особо не выделяться. Может быть из-за моего кривого носа, а, может быть, я был слишком ленив, чтобы самостоятельно гастролировать и рекламировать свою персону. Моя первая группа, "Фрэнк Фариан и ТЕНИ", была основала в 1961 году и мы без конца находились в разъездах в течение десяти лет. Потому что я сначала должен был заработать денег, чтобы прокормить свою семью и отложить какую-то часть средств на свои собственные задумки, которые у меня имелись. К тому моменту, когда создавался проект Boney M., я уже слишком устал, чтобы продолжать гастролировать.

Вопрос: Boney M. состоял из трёх исполнительниц: Лиз Митчелл, Марсии Баррэтт и Мэйзи Уилльямс. И танцора, любившего сбрасывать с себя лишнюю одежду, Бобби Фаррэлла, который до этого работал в качестве DJ. Все четверо родились на островах Карибского бассейна и прибыли в Европу подростками. Вас, в первую очередь, волновало чтобы Boney M. имели привлекательный вид?

Фрэнк Фариан: В идеале желательно чтобы артисты отлично пели и шикарно выглядели! Выступления на сцене и на телевидении являются существенным фактором. Артист должен иметь яркий имидж, чтобы максимально эффектно подавать свою музыку. Так, чтобы случайно зайдя в гостиную, телезритель уже не смог оторваться от экрана. С помощью "Baby Do You Wanna Bump?" я, наконец, хотел достичь международного успеха. Тогда я просто сгорал от желания продвинуть свою музыку на мировой уровень. Но одного моего голоса, однако, было недостаточно, чтобы заполнить весь альбом. Так что я искал кого-то, кто мог бы дополнить меня своим вокалом. И этим человеком стала Лиз Митчелл. Она была ключом к большому успеху, но, конечно, в сочетании с талантами хороших музыкантов, композиторов и трудолюбивого продюсера.

Вопрос: Однако Бобби Фаррэлл не мог петь. Его роль ограничивалась танцами, он просто работал под фонограмму с Вашим голосом.

Фрэнк Фариан: Да, но чтобы преподнести нашу музыку на сцене, Бобби Фаррэлл был мне необходим. Я действительно понял ещё на самой ранней стадии, что просто красивый парень может добиться гораздо большего, чем выдающийся музыкант с кривым носом или просто несимпатично выглядящий. Вы только представьте, кем был бы Элвис Пресли без его красивого лица. Конечно, были певцы и получше, но они не выглядели настолько броско и сексуально как Элвис.

Вопрос: В кастинг-шоу, таких как "Германия ищет суперзвезду" (DSDS) и "Стань звездой", музыкальные продюсеры ищут исполнителей для своих песен. Фактически Вы и были в авангарде создания кастинг-групп?

Фрэнк Фариан: Подобные кастинги не имеют ничего общего с Boney M. Это изначально был мой проект и я был там боссом. Я также подготовил к возвращению на большую сцену Meat Loaf с его четырёхоктавным взрывным голосом. Или FAR CORPORATION, для чего я нанял солистов из TOTO, и, в частности, Бобби Кимбэлла. Это один из лучших рок-вокалистов в мире. Все они (участники FAR CORPORATION - ред.) уже были известными исполнителями, каких вы вряд ли обнаружите в каком-нибудь телекастинге.

Вопрос: Так почему вы решили заменить себя Бобби Фаррэллом на сцене?

Фрэнк Фариан: Ну потому что это шоу! Мне уже доводилось не раз пояснять, что на дисках Boney M. я пел нетипично низким голосом, что никак не сочеталось с моим прежним имиджем. Но мы никогда не делали секрета из того, что Фариан является пятым участником Boney M. Бобби Фаррэлл всегда говорил: "Мои ноги, твой голос - это является непревзойдённым сочетанием." Иногда он сам пел на сцене. Но когда звучала моя интерпретация, было особенно эффектно. И никто даже не мог поверить что это на самом деле Фрэнк Фариан. На шоу мы как бы сливались воедино.

Вопрос: Но разве это можно считать подлинной музыкой?

Фрэнк Фариан: Это выглядело подлинным. Фактически я был участником команды "за кадром". Для меня этого было достаточно. Знаете, я всегда хотел, чтобы моя музыка оказывала влияние на публику. Я был одержим идеей создания хитов N1. Лично я не стремился быть суперзвездой, мне было достаточно что какой-то из моих проектов становился успешным. 10 или 15 раз мне удалось создать хиты мирового масштаба. Это было прекрасное чувство, своего рода компенсация за годы лишений. Ещё когда я был ребёнком, мне приснилось, что мой голос звучит по радио. Я всю свою жизнь положил на то, чтобы достичь этого успеха. И теперь, когда он, наконец, пришёл, мне предлагается задать себе вопрос: "А было ли это подлинным?" Да! Видит Бог, я упорно трудился ради этого.

Вопрос: Является ли это стремление к международному признанию тем фактором, из-за которого у вас сегодня нет ни одного немецкоязычного артиста? Помимо ваших ранних успехов 70-х в качестве исполнителя таких поп-шлягеров как "Рокки", остальные громкие достижения связаны с англоязычными песнями.

Фрэнк Фариан: Я рано понял что больших успехов с немецкоязычными песнями не достичь. На радио основу программ составляют ротации английской и американской музыки, но не немецкой. Nena была редким исключением. Родина поп-музыки - Англия и Америка. Вот почему я всегда концентрировался на том, что моя музыка должна звучать так, словно создана именно там. На самом деле в Штатах были очень удивлены, когда узнали, что MILLI VANILLI производятся в немецком Розбахе, в пригороде Франкфурта.

Вопрос: Ваш поп-дуэт MILLI VANILLI был весьма успешной формацией, которая также штурмовала чарты США и достигла таких высот, каких не достигал ни один немецкий проект. Но произошёл скандал, когда выяснилось, что два звёздных парня не поют, а только открывают рот под фонограмму. В 1990 у них была отобрана Grammy за лучший дебют. Очевидно, что обман вышел за пределы допустимой границы манипуляций с фонограммой. Как у вас, высокопрофессионального продюсера, могла произойти такая ошибка?

Фрэнк Фариан: Я записал песню с реальными исполнителями, которые не были достаточно телегеничными для съёмок музыкального видео. Тогда со мной связались два привлекательных молодых человека, Роберт Пилатус и Фабрис Морван, которые вызвались продвигать этот материал. Я подумал что два парня, которые могут хорошо танцевать, подойдут для съёмок видео, но не более того. Это была основная идея - использовать их именно как танцоров. Когда же я приехал на съёмки клипа, Фабрис и Роберт уже схватили микрофоны, имитируя пение. Я хотел всё это прекратить и сказал что мы не можем так делать. Но все окружающие говорили: "Молчи, пусть будет именно так. Эти двое вызовут мировой фурор!". Тогда я больше не стал распространяться о подробностях функционирования проекта.

Вопрос: MILLI VANILLI продали 20 миллионов альбомов. После безумно успешного старта Пилатус и Морван имели внезапное падение. Как на это реагировали в мире?

Фрэнк Фариан: По нынешним временам успех был подобен выстрелу из катапульты. Но они стали настолько высокомерны, что это выходило за все рамки. В один прекрасный день они заявились в студию в модных толстых очках и выставили совершенно неприемлемые условия.
Журналистам Роб даже заявлял: "Я даю интервью только если приму дурь". В какой-то момент оба действительно поверили в то, что они и были реальными "певцами" MILLI VANILLI. Роб звонит мне в студию: "Сделай мой голос громче!". Он абсолютно оторвался от реальности. Во время тура по Америке, которое они проводили вопреки моему запрету, "заело" фонограмму. После этого было выявлено что они не могли петь.

Вопрос: Что вы чувствовали после их головокружительного падения?

Фрэнк Фариан: Это было для меня абсолютным поражением. Я чувствовал что совершил большое предательство по отношению к аудитории и поклялся никогда больше не делать ничего подобного.

Вопрос: Как вы позволили развиться ситуации до такой стадии? Вы уже не контролировали процесс?

Фрэнк Фариан: Да, не всё было в моих силах. Но в моих руках были основные рычаги управления, чтобы удержать ситуацию. После окончания записи второго альбома я решил что нужно выложить карты на стол и сообщил правду общественности.

Вопрос: Роберт Пилатус не смог справиться с катастрофой. В 1998 году он умер в своём номере отеля во Фридрихсдорфе (Friedrichsdorf). Вы лично испытываете чувство вины?

Фрэнк Фариан: Роберту уже вряд ли можно было помочь. Его психика была нарушена. Уже в 1991 году у него была попытка суицида, все его деньги были потрачены на наркотики. Однажды он раскурочил автомобиль на улице и попал в тюрьму. Я внёс залог за его освобождение. Потом я дал ему 10 000 марок, чтобы он прошёл курс реабилитации от наркозависимости на Шри-Ланке. Мы стремились вернуть его к нормальной жизни и готовили комбэк. Но Роб поехал к вокзалу, нашёл наркоторговцев и нанюхался кокаина. Сутки спустя он объявился в студии посреди ночи, его сильно знобило. В карманах снова не было ни гроша, так что он даже не мог заплатить таксисту. Я дал шофёру денег и велел отвезти парня в отель, а Робу сказал: "Иди хорошенько проспись, а завтра мы поговорим об этом". Но после полудня он уже был мёртв.

Вопрос: Скандал вокруг MILLI VANILLI принёс вам не только порицание критики, они также потребовали компенсации. За нарушение конкуренции вами было пожертвовано 400 000 долларов на благотворительные цели. Тогда же было потрачено три миллиона долларов США на судебные издержки. Это была справедливая плата за то внимание, которое вы создали проекту MILLI VANILLI?

Фрэнк Фариан: Не могу сказать что сожалею об этом, поскольку музыка MILLI VANILLI всё ещё радует людей. Я часто путешествую и у меня есть возможность общаться с народом. Когда я прохожу паспортный контроль в аэропорту и в разговоре невзначай упоминаю что произвёл MILLI VANILLI, все проблемы сразу отпадают. Так что в этом плане я не испытываю каких-то неудобств. При этом MILLI VANILLI по-прежнему являются одним из десяти самых громких международных скандалов в поп-музыке.

Вопрос: Насколько Вам, как продюсеру, важна власть и уверенность в своих действиях?

Фрэнк Фариан: Очень важна! Если я не знаю точно, чего хочу, то несу убытки. Я всегда говорю, что я доминатор, "нежный диктатор" в студии.

Вопрос: Вы подавляете волю артистов?

Фрэнк Фариан: Они часто даже не замечают, что я доминирую над ними. Мы уважаем друг друга, и, в конце концов, они понимают что всё было сделано правильно. Я работал со многими артистами и у нас до сих пор сохраняются прекрасные отношения, несмотря на моё "доминаторство". Моим призванием всегда была роль кукловода за кулисами, и, должен сказать, мне это нравится!

Вопрос: Когда Вы работали над вторым студийным альбомом для MILLI VANILLI, к вам обратился Майкл Джексон. Поп-король предлагал Вам спродюсировать четыре композиции для его будущего диска, но вы эту просьбу отклонили. Вы опасались, что не сможете доминировать над ним?

Фрэнк Фариан: Да, это так. Но должен разъяснить почему: хотя я был признан ведущим продюсером в США в 1989 году, мой английский оставлял желать лучшего. И если я не могу точно объяснить артисту какие-то нюансы, чего именно я хочу, мы можем допустить ошибки. Кроме того, как продюсер я привык координировать весь процесс: как должна звучать песня, как должен вести себя исполнитель, как он должен выглядеть. С таким великим артистом как Майкл Джексон это было бы трудно осуществить.

Вопрос: Когда британский вариант крупнейшего кастинг-шоу "Pop Idol" стал пользоваться успехом, вы быстро приобрели права на этот брэнд. Но в Германии не стали использовать это название.

Фрэнк Фариан: Да, чисто по-человечески в медиагруппе Bertelsmann были разочарованы (поскольку концерн Berterlsmann сам хотел иметь права на марку "Pop Idol"- ред.). Тогда же я спросил Дитера Болена, хотел бы он сидеть в жюри. Тот сказал: "С Фрэнком всегда". Но тогда я слишком долго колебался с ответом относительно своего участия...

Вопрос: ...И немецкая версия была запущена под названием "DSDS" ("Германия ищет суперзвезду") - с Дитером Боленом в жюри, но без Вас. Это Вас задевает?

Фрэнк Фариан: Нет, нет! Клянусь всеми святыми. Это не для меня. Уже после третьего шоу я бросил бы это дело. По двум причинам. Во-первых, я люблю работать в своей студии в Майами. Уже тогда у меня была идея запуска мюзикла "Daddy Cool" и времени на что-то другое просто не хватало. Кроме того, я не из тех, кто любит красоваться в телевизоре, я более замкнут. Если бы мне пришлось по два-три месяца в год протирать штаны на прослушивании певцов-любителей, я бы, наверное, только заработал боль в пояснице. Мне трудно представить себя в такой роли.

Вопрос: В 2004 году Вы отреагировали на книгу Дитера Болена "За кулисами" и выпустили свою под названием "Этот дурной Болен: правда и ничего кроме правды о поп-мошеннике". Вы опубликовали саркастическое заявление, назвав его "поганым трепачом" и "провинциальным засранцем". Вы завидовали успеху г-на Болена?

Фрэнк Фариан: Как я могу завидовать Дитеру Болену, если он даже близко не стоит относительно моих успехов в чартах? Он мечтал иметь хит N1 в Америке долгие годы. Но не достиг этого и уже никогда не достигнет. Поначалу он выказывал мне симпатии и всегда считал образцом для подражания. На фоне моих успехов ему почти нечего было предъявить. Тогда он ещё был в начале своей карьеры. Но затем он выпускает книгу "За кулисами", где оскорбил меня и коллег. Он раздул скандал лишь ради того, чтобы продать как можно больше и выжать максимальное количество денег. Он с лёгкостью обидел своих же друзей. Я знаю многих, кто ранее очень хорошо к нему относился, но они и представить не могли что однажды он сделает их своими врагами. Сейчас этот человек мне абсолютно безразличен. Он нашёл свой путь и стрижёт купюры в качестве фарс-мейкера на телевидении. Одно скажу: Болен был композитором, но не более того. Он никогда не был продюсером, эту работу за него выполняли другие.

Вопрос: Возвращаясь к теме кстинг-шоу, где занимаются поисками талантов: Вы верите что в рамках такого формата можно найти реальных суперзвёзд?

Фрэнк Фариан: Как долго существует эта программа? Более восьми лет. И что, нашли мы там хоть одну? Количество никак не перерастает в качество. "Германия ищет суперзвезду" и не может найти. Уже само название шоу - гротескное преувеличение. Удо Юргенс, Герберт Грёнемайер и Питер Маффай - это реальные суперзвёзды. Понятию "суперзвезда" должны сопутствовать вереницы хитов, соответствующих высокому художественному уровню. Но в этом шоу производятся дешёвые поделки. Пожалуй оно должно называться "Германия ищет провал". Это куда ближе к реальности.

Вопрос: За исключением Марка Медлока из "четвёртого сезона" DSDS, когда Германия выиграла, все остальные победители кастинга после одного или двух хитов в диаграммах были преданы забвению. Почему у громко разрекламированных победителей шоу "суперталантов" дело почти всегда ограничивается лишь одним хитом?

Фрэнк Фариан: Вы должны понимать, что эти песни стали "хитами" неестественным образом. Всё это обусловлено искусственным нагнетанием истерии у аудитории, которая после такого зомбирования будет готова купить хоть чёрта в ступе. В нормальных обстоятельствах эти произведения не имеют шансов попасть в TOP20. Фактическими победителями DSDS являются RTL и Bertelsmann, на которых проливается денежный поток.

Вопрос: Вам жалко участников этого шоу талантов, когда после нескольких месяцев всеобщего внимания и медийной славы, они исчезают в никуда, даже не представляя глубину своего падения?

Фрэнк Фариан: Иногда мне их немного жаль, потому что разочарование от падения куда больше, чем радость от победной эйфории.

Вопрос: Мораль в шоу DSDS пропала без вести?

Фрэнк Фариан: О морали в этом шоу я не буду судить. В RTL всегда утверждают, что это морально, если вы зарабатываете деньги, и тем самым сохраняете рабочие места. Это верно. Я также думаю, что шоу талантов, как народное развлечение, очень хорошо. У нас что-то подобное было уже в 1963 году, когда мы устраивали занимательные антракты во время концертов. Как мы говорили, "Музыка - это хорошо, но между прослушиванием музыки люди должны ещё как-то развлекаться". И тогда у нас устраивались "юниорские соревнования", чтобы зрители, ушедшие на перерыв, активнее подтягивались в зал, чтобы посмеяться. Это настоящее развлечение, если вы наблюдаете как ваши соседи выясняют кто из них лучше поёт или танцует. Все давятся от смеха, когда видят как танцующая девушка случайно соскальзывает с бёдер своего партнёра и плюхается на шпагат.
Ах, да...что касается беспокойства о художественных достоинствах шоу талантов... У нас достаточно хороших артистов с мировым именем. Если кто-то кого-то не устраивает, всегда можно отключить. Порой телевидение показывает удивительные истории. Например Сьюзан Бойл, которая была тихой домохозяйкой со скромным доходом, и вдруг она становится известной и люди толпами бегут покупать её записи. Без этого телекастинга она никогда бы не вышла за пределы своих повседневных забот. На этом примере можно увидеть, что "талант-шоу" и традиционный музыкальный бизнес уже давно развелись и создали свои автономии. Оба работают параллельно и это замечательно!

Интервью провели: Яна Зейфрид (Jana Seifried) и Илка Ваэтзольд (Ilka Waetzold)

Frank Farian (персональная информация):

Фрэнк Фариан (настоящее имя Franz Reuther) родился в 1941 году в Kirn an der Nahe. Получив диплом повара, он поменял сферу деятельности и стал выступать на эстрадной сцене. Был относительно успешен в ФРГ вместе со своей первой группой Frank Farian und die Schatten, а затем как соло-исполнитель.
В 1975 году под названием Boney M. он опубликовал песню "Baby Do You Wanna Bump?". И только после того, как она стала хитом, Фариан набрал исполнителей, которые представляли композицию на сцене и впоследствии образовали полноценную группу с тем же названием. С ними Фариан достиг многочисленных успехов по всему миру (такие хиты как "Rasputin", "Rivers of Babylon" и др.), причём его голос всегда звучал на заднем плане.
В 1989 году он породил скандал с поп-дуэтом MILLI VANILLI, который продюсировал. Группа была вынуждена вернуть Grammy, полученную в номинации "Лучший новый артист", после того как выяснилось, что звёзды, выступавшие на сцене, не были реальными певцами.
 Фариан продюсировал также другие успешные проекты: ERUPTION, LA BOUCHE, NO MERCY, Meat Loaf...
Продав более 850 миллионов звуконосителей, он считается одним из ведущих продюсеров мира и до сих пор продолжает работать как автор, композитор и продюсер в своих студиях в Майами (США) и недалеко от Франкфурта, в Розбахе (Германия).


источник: www.spiegel.de

Комментариев нет: