воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Ровно 25 лет назад Frank Farian раскрыл тайну проекта MILLI VANILLI







Сегодня исполняется ровно 25 лет самому грандиозному скандалу в истории поп-музыки. Специальная публикация FFFclub:

После 10 лет работы с Boney M. (1976-1986), Фрэнк Фариан направил свои усилия на создание концептуально нового проекта. Через 2 года после распада его главного детища музыкальный мир был потрясён феноменом под названием MILLI VANILLI. Начиная с 1988 года этот экзотический поп-дуэт принялся штурмовать европейские, а затем и американские чарты.
Два стильных чернокожих парня за несколько месяцев буквально заворожили своими яркими мелодиями и сногсшибательными танцами публику по обе стороны Атлантики, став "визитными карточками" MTV и прочих музыкальных теле- и радиостанций. Их дебютный альбом "All Or Nothing" ("Всё или ничего") до сих пор входит в число самых продаваемых за всю историю звукозаписывающей индустрии. 
Такие суперхиты как "Blame It On The Rain", "Girl You Know It's True", "Baby Don't Forget My Number", "All Or Nothing" и другие, покорили слушателей самых "избалованных" новомодными веяниями стран: США, Великобритании, Канады, Австралии... Критики музыкального журнала "Rolling Stones", традиционно ненавидевшие всё, что когда-либо делал Фариан, буквально скрежетали зубами. Их смятение можно понять: 5 (!) композиций с альбома MILLI VANILLI оказались в TOP 5 американского Billboard, причём 3 из них стали N1! Подобными результатами в 80-х не мог похвастаться даже король поп-музыки Майкл Джексон со своим наиболее успешным диском "Thriller", который имел только 2 хита N1. Впечатлённый невероятными результатами, которых достиг германский проект MV, Джексон лично звонил Фариану с просьбой рассмотреть вопрос об их сотрудничестве. Однако Фариан ответил отказом. Спустя много лет он рассказал СМИ, почему  решил не работать с Джексоном. "В качестве продюсера я всегда "маленький диктатор" для своих артистов, поскольку предпочитаю контролировать работу "от и до". В таких вопросах как звучание, исполнительская манера и визуальный образ я всегда оставляю окончательное право выбора за собой. Именно поэтому я отказался от коллаборации, поскольку такой знаковый артист как Майкл Джексон вряд ли позволил бы мне воплотить все идеи без собственного согласия. К тому же имел место языковой барьер. Я не знаю английского в совершенстве, поэтому мне было бы очень трудно донести до него все те нюансы по работе с голосом, которые требуется во время записи в студии.", - сказал Фариан. 
В чём же была причина феноменального успеха MILLI VANILLI на англоязычном музыкальном рынке?
Фариан, обладающий особым чутьём к быстро меняющимся тенденциям коммерческой дэнс-культуры, вовремя сумел понять особую важность визуальной стороны дела. С внедрением регулярного музыкального телевещания, публика (и прежде всего молодёжь) стала обращать повышенное внимание именно на визуальное воплощение идей музыкантов. Если в 60-х и 70-х годах было достаточно простого выступления перед телекамерами в популярном шоу, то в 80-х, с появлением того же MTV, требовался совершенно другой подход. После всемирного успеха "Триллера" Майкла Джексона (Michael Jackson, "Thriller", 1982), стало очевидно, что понятие "видеоклип" (минифильм, отснятый под конкретное музыкальное произведение) прочно укрепился как самостоятельный жанр, овладев сознанием масс. 
Фариан не пожалел средств на закупку самого современного, на тот момент, оборудования для видеомонтажа. Таким образом, его цифровая аудиостудия (кстати, первая частная цифровая студия высшего класса на территории Германии) в Розбахе (предместье Франкфурта) превратилась в аппаратно-студийный комплекс (FAR STUDIOS) с полным циклом производства, включая изготовление матриц для промышленного тиражирования LP и CD.
Итак, в 1987-м году был заложен "фундамент" поп-колосса с аббревиатурой MV. Символом новорожденного дуэта стало стилизованное изображение бегущего человека (Running Man), иллюстрирующее динамизм, стремление к новому и неизведанному. А как раз здесь Фариану, пожалуй, не было равных.
Для того, чтобы проект получился на все 100%, он приглашает в свою студию высокопрофессиональных музыкантов Брэда Хауэлла (Brad Howell известен как музыкант, автор, аранжировщик и вокалист групп CHILLY, SUPERMAX и целого ряда других), певца, композитора и аранжировщика Джона Дэвиса (John Davis), рэппера Чарльза Шоу (Charles Shaw), бэк-вокалисток Джину Мохаммед (Gina Mohammed), Джоди и Линду Рокко (Jodie & Linda Rocco).
За 8 месяцев был записан материал для дебютного альбома. Саунд в корне отличался от всего того, что Фариан делал до этого момента. Здесь причудливо сочетались запоминающиеся мелодии с ненавязчивыми рэп-вставками и жёстким электронным звучанием. Во многом это была новаторская экспериментальная работа.
По окончании записи встал вопрос о телевизионной "раскрутке" проекта. Ведь именно телевидение, как было упомянуто выше, стало основным источником для рекламы музыкальной продукции.
Однако внешность основных исполнителей Джона Дэвиса и Брэда Хауэлла (обоим было около 40 лет) не способствовала восприятию музыки, рассчитанной, в основном, на молодую аудиторию. Скорее они напоминали маститых джазмэнов, нежели поп-идолов.
Впрочем, поначалу это мало беспокоило Фариана, поскольку он рассчитывал, в лучшем случае, продать этот материал завсегдатаям клубов и дискотек. О концертной деятельности тогда никто не помышлял.
Но однажды в дверь его студии постучали. На пороге стояли два молодых человека модельной внешности, похожих на поп-идола того времени Тэренса Д'Арби (Terence Trent D'Arby), которого, кстати, также открыл Фариан в первой половине 80-х и записал его дебютный альбом.
Одним из парней оказался давний знакомый Фрэнка, модель и танцор Роберт Пилатус (Rob Pilatus). В 1983-м году он уже принимал участие в съёмках одного из клипов для FAR Music в качестве статиста, катающегося на слоне. Второго звали Фабрис Морван (Fab Morvan), который познакомился с Робом в Мюнхене. С тех пор оба подрабатывали как танцоры/модели и вместе слонялись по различным модным тусовкам. В то время оба искали работу и очень просили Фариана включить их в какой-нибудь проект. И тут помощнице Фрэнка, Ингрид Сегит (Ingrid Segieth, по прозвищу "Milli" - производственный координатор компании FAR Music) пришла идея использовать эффектных молодых людей для рекламы музыки MILLI VANILLI. Фариан дал прослушать парням фонограмму, от которой оба пришли в восторг: "WOW! Что за музыка! Давайте мы продвинем это!".
После проведённых фотосессий и репетиций (два стройных темнокожих парня с длиннющими дрэдами танцевали как боги) у проницательного продюсера уже не оставалось сомнений в том, что это может обеспечить, как минимум, 50% успеха.
Фариан устраивает поп-дуэту тур по самым модным дискотекам Ибицы (легендарный международный островной курорт в Средиземном море, давно облюбованный европейской поп-богемой), что позволило разнести слух о новоявленной группе по всему континенту. 
В 1988 году на телеэкранах появляется дебютное видео группы MILLI VANILLI. "Girl You Know It's True" вызывает интерес у широкой публики и музыкальных критиков. Получив "раскрутку" сначала в Западной Германии, а затем в Англии, поп-дуэт становится любимцем промоутеров MTV England. Многократная ротация на этом телеканале позволила группе взлететь на высокие позиции европейских чартов.
Дело стало принимать серьёзный оборот. Тиражи синглов и вышедшего следом альбома возросли многократно. Фариан понимает, что для удержания рейтинга ни в коем случае нельзя разглашать тайну рождения проекта и засекречивает его. Всё, что будет происходить далее, знали лишь самые приближенные к продюсеру сотрудники его рекорд-компании.
Между тем, толпы репортёров и поклонников дуэта неотступно следовали за новорожденными "звёздами" Морваном и Пилатусом. Им хотелось знать о своих кумирах всё: как они живут, что происходит в студии и т.д. Любопытство фанов удовлетворяется в полной мере. Танцоры участвуют в многочисленных пресс-конференциях и телешоу, возят репортёров в студию, где имитируют запись очередного хита. Всё это происходит днём. Настоящая же работа начинается в FAR STUDIOS под покровом ночи, когда туда съезжаются реальные музыканты и вокалисты проекта MV.
Остаётся совсем немного времени до решающего момента - покорения самого вожделенного североамериканского музыкального рынка. Долго ждать не пришлось. Клайв Дэвис (Clive Davis), тогдашний президент знаменитой компании ARISTA Records (позже один из главных боссов медиагиганта SONY Music), пришёл в абсолютный восторг от MILLI VANILLI и взялся за их продвижение в Америке.
Фариан делает запись нескольких новых песен и ремикширует часть хитов с европейского альбома для американской версии. В США и Канаде диск выйдет в двух вариантах под названием "All Or Nothing. US-Remix Album" и "Girl You Know It's True". Выпуск альбомов сопровождался релизом целой "россыпи" синглов с продвинутыми миксами всех известных хитов поп-дуэта. 
Удар Фариана приходится в самую точку. В Северной Америке группа имеет ещё больший успех, чем в Европе. Публика сметает с прилавков магазинов диски MILLI VANILLI как горячие пирожки. Роб и Фаб становятся героями не только американского MTV, но и участвуют в многочисленных шоу других телевизионных и радиостанций. 
Американская музыкальная критика практически единогласно признаёт дуэт сенсацией 1989 года. Закономерный итог: в 1990-м группа получает GRAMMY как лучший дебютный проект, а также 3 награды AMERICAN MUSIC AWARD. 
Церемония чествования музыкантов проходит в престижном WORLD TRADE CENTER в Нью-Йорке. Критики из журнала ROLLING STONE посрамлены и с трудом переживают своё поражение, так как и в Англии альбом MV достигает "платинового" статуса. 
Бешеный успех вскружил голову молодым танцорам. Они становятся всё более заносчивыми и неуправляемыми. В то время как команда Фариана трудится над следующим альбомом в Германии, Роб и Фаб, находясь в США, ведут разгульный образ жизни, позволяя себе выходки, шокирующие публику. "Я-новый Элвис"-заявляет Пилатус в одном из интервью. Более того, парни начинают шантажировать своего продюсера и заявляют в телефонном разговоре, что на готовящемся альбоме должны звучать именно их голоса. Получив отказ (Фрэнк Фариан прекрасно отдавал себе отчёт в том, что вокальные данные танцоров довольно посредственны, особенно из-за сильного акцента), они пускаются во все тяжкие, пристрастившись к алкоголю и наркотикам. Кульминацией явился очередной ультиматум танцоров к своему продюсеру начать гастрольное турне по США, привлекая посторонних менеджеров. Более того, они наняли американского адвоката N1 для того, чтобы заставить Фариана выпустить новые записи с их собственными голосами. При этом сам адвокат ничего не знал о том, что все предыдущие записи были сделаны совершенно другими людьми. Впоследствии сей факт стал для него неожиданным "сюрпризом".
Ситуация явно выходила из-под контроля. 15 ноября 1990 года на специальной пресс-конференции для информагентства Reuters в Нью-Йорке Фрэнк Фариан заявляет, что Роб и Фаб не спели ни одной ноты на альбомах MILLI VANILLI...
Скандал, последовавший за этим заявлением, стал, пожалуй, самым громким в истории музыкальной индустрии и потряс её до основания. Дуэт добровольно вернул GRAMMY, после чего Роб и Фаб в одночасье превратились в изгоев.
Новое шоу только начиналось. Теперь его можно было бы назвать "I hate MV" (я ненавижу MV). В Америке умеют устраивать шоу из всего. Будь то похороны стиля "диско" со сжиганием в кострах альбомов вчерашних кумиров на чикагском бейсбольном стадионе или похороны Мерлин Монро... CD с записями MILLI VANILLI публика с особо чувствительной психикой решила давить многотонным дорожным катком в присутствии репортёров. Эти кадры без конца транслировалось в выпусках новостей по всей стране. ARISTA Records, распространявшая диски дуэта на территории США, обязалась возвратить всем желающим по 4 доллара за каждый сданный альбом MV или обменять на любой другой продукт от этой компании. Но желающих оказалось совсем немного. Сам же Фариан выплатил штрафов на сумму порядка 400 000 долларов по судебным искам и потратил 3 миллиона долларов на услуги лучших адвокатов. При этом общий доход от предприятия намного превышал все издержки. Жёлтая пресса "питалась" результатами этого скандала ещё много лет, основательно "перемыв косточки" всем, кто имел к нему хоть малейшее отношение.
Однако шоу-бизнес - вещь загадочная. Здесь и скандал может сыграть неплохую службу. Люди, которые даже не интересовались современной поп-музыкой, ринулись в магазины покупать то, о чём "трещали" по ТВ, радио и в газетах. Спустя некоторое время статистические службы стали фиксировать очередной всплеск продаж альбомов MV. Новые "непосвящённые" покупатели дисков и видеокассет с удивлением отмечали, что музыка эта им вобщем-то нравится. И даже когда страсти немного улеглись, альбом "All Or Nothing" продолжал стабильно хорошо продаваться на североамериканском рынке. В итоге, в 1991-м году он достиг "бриллиантового" (10-кратно "платинового") статуса в Канаде, за что Фариан и его студийная команда получили очередную награду.
Тяжело пережив эту историю и проведя в госпитале довольно продолжительное время (второй сердечный приступ), Фариан всё же решает продолжить работу над проектом. Тем более что новый материал был уже практически готов. Пообещав, что впредь ни один его артист не будет "безголосой марионеткой", продюсер выводит на сцену проект THE REAL MILLI VANILLI (РЕАЛЬНЫЕ МИЛЛИ ВАНИЛЛИ) с потрясающе звучащим альбомом "The Moment Of True" ("Момент истины"). Но это уже другая история, о которой мы расскажем в наших следующих публикациях...

Комментариев нет: