четверг, 20 января 2011 г.
Frank Farian: большой успех спланировать невозможно
Летом 2011 года Фрэнк Фариан отмечает своё 70-летие. В связи с этим FFFclub начинает серию специальных публикаций, рассказывающих о творческом пути знаменитого продюсера. И начнём мы с интервью, которое датируется 1999 годом, где Фариан открывает некоторые подробности своей музыкальной биографии:
Вопрос: Ваш творческий путь с момента создания 30 лет назад золотого хита "Солнечная сторона улицы" ознаменован 800 золотыми дисками, огромным количеством призов и наград, включая Grammy. Поклонники были у ваших ног, а недруги воздвигали баррикады. Как вы можете объяснить такой успех?
FF: На самом деле никакого объяснения нет. Спланировать успех невозможно. Можно лишь попытаться найти причины имевшего место успеха. Вобщем-то достаточно легко быть относительно успешным, если вы обучены профессии. Вы хотите стать музыкантом и поэтому выходите на сцену и поёте, а затем вы хотите выпускать диски и иметь успех - так получается у многих. Но как иметь БОЛЬШОЙ успех... Меня несколько смущает давать однозначный ответ на этот вопрос, как я уже сказал.
Вопрос: А, может быть, Ваш успех объясняется тем, что Вы трудоголик?
FF: Несомненно, успех можно объяснить упорной работой.
Вопрос: Но не употреблением алкоголя, наркотиков и прочих стимулятолров?
FF: Конечно нет. Чтобы быть успешным, прежде всего надо много работать, а потом работать опять, ещё больше, ещё упорнее. Я - трудоголик, а это не имеет никакого отношения ни к алкоголю, ни к наркотикам. Если выбираете последнее, то не сможете долго выполнять свою работу на должном уровне. Успех приходит, если у вас есть настоящая страсть. Для меня иногда час работы проходит как пять минут, три часа - как пятнадцать минут. Я не смотрю на часы, когда работаю, я не ощущаю хода времени. После восьми часов работы, когда большинство чувствует усталость, я начинаю работать со вторым техником по звуку, который устаёт к часу - двум ночи. Я же в прекрасной форме. В таком режиме я проработал много лет. В последнее время, правда, работаю несколько меньше. С возрастом вы устаёте быстрее. Но и сейчас я нередко сижу в студии до двух - трёх ночи.
Вопрос: Кроме упорной работы можно ли объяснить Ваш успех ещё и тем простым фактом, что Вам удалось объединить в своём творчестве негритянскую музыку, скажем, OTTIS REDDING, с немецким музыкальным стилем ?
FF: Счастливым совпадением явилось то, что я увлёкся негритянской музыкой в 60-е годы, ещё до того момента, когда OTTIS REDDING прославил её в Германии. Я купил записи DRIFTERS на пластинках лэйбла ATLANTIC, который специализировался на чёрной музыке. Они продавались в универмагах всего за одну марку. Денег было немного и я накупил этих пластинок сначала просто потому что они были дёшевы. А затем, когда я внимательно прослушал их, то понял что это была великая музыка, которую впоследствии и полюбил. Когда я заключал свой первый контракт с ARIOLA, то Монти Люфтнер (Monti Luftner, основатель лэйбла Ariola- ред.) сказал мне : "Почему ты так увлечён этой музыкой? Из Америки приходит много подобных вещиц, и никто не хочет их здесь слушать. Почему бы не сделать несколько прекрасных немецких шлягеров, после чего можно было бы подписать контракт? Я должен признать, что мне нравится как ты сочиняешь и преподносишь свою музыку..." Так он меня уговорил. Вобщем-то я не был в восторге от того, что меня заставили создавать немецкие хиты. Как продюсер я это понимал, но как певец Фрэнк Фариан не был этим счастлив.
Я начал работать в UNION Studios, которая находится в Мюнхене. Там мы творили с музыкантами из разных стран, такими, как Кейт Форси (Keith Forsey) и Ник Вудланд (Nik Woodland). Как-то Михаэль Хольм (Michael Holm, знаменитый исполнитель немецких шлягеров - ред.) позвонил и сказал мне: "Теперь ты делаешь действительно хорошую музыку. И все твои английские музыканты умеют делать настоящие хиты с новым звучанием."
Но лично мне не очень везло в тот момент. До настоящего международного прорыва было несколько других немецкоязычных шлягеров, таких, как "Тебе - 16", созданным совместно с Benny, или "Хочешь ли ты меня?", записанным совместно с Gilla . А зетем был "Rocky", выпуск которого принёс мне значительные денежные средства. После того, как у меня появились хорошие деньги, я смог сказать самому себе: "Теперь я буду творить так, как я это понимаю". Мне удалось соединить вместе негритянскую музыку начала 60-х с немецкими мелодичными шлягерами. И случилось то, что должно было случиться - слушатели немецкой поп-музыки оказались во власти негритянской музыки. Я бы назвал это "псевдонегритянской" музыкой или что-то вроде сочетания негритянской и европейской музыки. Считаю, что это было удачное соединение.
Вопрос: Послужило ли это началом грандиозного проекта с BONEY M.?
FF: Это был хит №1 во всём мире, кроме США, где мы вошли лишь в TOP40.
Вопрос: И как вы объясняете такой успех ?
FF: Как я могу это объяснить? Возможно объяснение кроется в сценическом имидже четвёрки исполнителей BONEY M. и в хорошей современной аранжировке.
Когда я создавал BONEY M., сказал себе: "Мне нужно только две вокалистки, а все остальные - для шоу". Конечно я знал, что американцы акцентируют внимание на проведении больших шоу. И я применил свой опыт в создании немецких шлягеров плюс черпал вдохновение из музыки чёрных исплнителей, таких, как OTIS REDDING, SAM COOKE, THE MIRACLES, THE DRIFTERS и других. Мне в какой-то степени подсознательно удалось соединить все эти направления вместе.
Вопрос: Подсознательно? Без каких - либо твёрдых планов?
FF: Не было никаких особых планов. Я просто делал то, что мне нравилось. А всё остальное осуществлялось само собой. Подобное нельзя спланировать, но надо иметь талант. Я думаю, что это было результатом имеющегося опыта и упорной работы.
Вопрос: Итак, Вы считаете, что чёрная музыка отразилась в ритме, а на мелодию повлиял Ваш опыт в создании немецкой поп - музыки?
FF: Да, это так.
Вопрос: В сентябре 1992-го года критически настроенная по отношению к Вам венская газета писала: "Фрэнк Фариан создаёт современную электронную музыку для объевшихся господ, рэп для банковских клерков и техно для милых школьниц по соседству." Это соответствует действительности?
FF: А почему бы и нет? Но, должен заметить, что комментарий этой газеты весьма язвителен, хотя и не является абсолютно неправильным.
Вопрос: В этой же венской газете содержался и такой помпезный комментарий: "Ему удаётся зарабатывать огромные деньги". Такое впечатление, что "настоящее" искусство в Германии априори должно влачить жалкое существование. "Богатое" же искусство скучно, неинтересно и вообще является чистой коммерцией. Вы можете объяснить извечную агонию таких "критиков", сталкивающихся с чьим-то успехом?
FF: Я думаю что это объясняется в какой-то степени завистью. Во всяком случае, будучи в Майами (а там я провожу достаточно много времени, особенно зимой), я заметил что когда там кто-то успешен, люди воспринимают это совсем по-другому. Там люди, скорее, восхищаются вами. Здесь же они только ухмыляются. Здесь люди начинают говорить о тебе неприятные вещи, и, я думаю, что это можно объяснить завистью.
Вопрос: Как вы добиваетесь успеха? Я имею ввиду музыкального. Люди, как правило, думают что к гению приходит великая идея свыше. Или это результат, как сказал Бетховен, "работы, работы и ещё раз работы"? А, возможно, это шанс, удача?
FF: И то и другое. Должно быть вдохновение. Ральф Арни (Ralph Arnie) из Гамбурга, первый дистрибютер моих дисков, как-то позвонил мне среди ночи, когда не мог заснуть, и сказал что какая-то мелодия крутилась в его голове. Спустя полчаса "Тюльпаны из Амстердама" были закончены. Я считаю, что легче всего сочинять, когда находишься один дома. Однажды я проснулся рано утором в воскресенье, позавтракал, взял гитару и в течение часа написал "Куда ты уходишь?". Итак, идея очень важна, должно быть вдохновение, а затем идёт работа, работа и ещё раз работа. И когда всё это соединяется вместе, появляется шанс на успех. Ты не можешь сказать самому себе: "Вот прямо сейчас я начинаю писать хит, подобный "Рекам Вавилона" или "Куда ты уходишь?" или "Когда я умру" - так это не работает. Должно придти вдохновение. Ты садишься за рояль в определённом настроении. Я думаю что многие композиторы согласятся со мной. Ты садишься за свой инструмент и просто чувствуешь импульс. И вдруг тебя осеняет.
Вопрос: Вы ведёте записи во время поездок или во время работы, как-то фиксируете свои мысли, идеи?
FF: Конечно. При мне всегда бумага и авторучка. Скажем, когда слушаю радио в машине и у меня рождаются в голове лирические стихи, то я их записываю. Таких стихов накапливается довольно много. А когда у меня созревает мелодия, то "раскапываю" архив и соединяю эту мелодию со стихами.
Вопрос: А песни, музыкальные фрагменты - Вы всегда сочиняете их на музыкальном инструменте?
FF: Я всегда сочиняю музыку, используя гитару и свой голос. Я не классический композитор, который идёт к пианино и пишет каждую ноту. Я никогда так не делаю. И, полагаю, что многие другие поп- и рок - музыканты работают также. Например, говоря о Филе Коллинзе (Phil Collins), не представляю его сидящим за пианино и пишущим каждую отдельную ноту. Он - певец, который работает со своим голосом. Голос - его лучший инструмент, и он использует его наилучшим образом. Ты напеваешь, затем возвращаешься к тому что спел, и говоришь себе: "Вот здесь не та нота" и ты её меняешь. Затем вставляешь стихи, и так поэтапно создаётся песня. Вот так я обычно и работаю.
Вопрос: И как долго длится этот процесс?
FF: Как я уже сказал, самая важная часть песни может быть готова в течение часа, но ещё существует аранжировка. А это серьёзная работа.
Вопрос: На аранжировку уходит много времени?
FF: Да, много. Для хорошей песни весь процесс от идеи до окончательной версии со всеми различными вариантами - студийным, клубным и т.д., занимает порядка трёх месяцев.
Вопрос: Три месяца - минимум, а максимум?
FF: До шести месяцев. Скажем, спустя четыре месяца я могу сказать: "Неплохо, но чего-то не хватает, надо продолжать". И я переделываю. Возьмём "Реки Вавилона" ("Rivers Of Babylon"). У этой песни было две или три различных аранжировки. В конце концов мы остановились на самом простом варианте. Вот почему на её создание у нас ушло пять месяцев. "Лестница в небо" - кавер-версия LED ZEPPELIN, на её создание ушёл целый год.
Вопрос: Сколько людей принимало участие в этой записи?
FF: На начальном этапе присутствовали все, кто был привлечён к проекту: музыканты из TOTO и других рок - групп, исполнители на клавишных инструментах, госпел-хор. Над песней "Лестница в небо" (хит группы FAR CORPORATION, вошедший в британский TOP10 в 1985-м году - ред.) работало поряка 40 - 50 человек, включая техников. На неё были затрачены довольно большие средства - 200 000 немецких марок. Песня создавалась в течение нескольких месяцев. Даже если у вас своя студия, значительные затраты неизбежны.
Вопрос: Вы каждому разрешаете участвовать своими идеями при создании музыкального произведения?
FF: Да, конечно. Мне нужно мотивировать музыкантов к творчеству. Я хочу получить нужные идеи, и любые предложения всегда приветствуются. Так было в дни работы с BONEY M. в Мюнхене. Иной раз мы начинали буквально с чистого листа, импровизируя прямо на ходу. Я определял ритм и говорил им: "Играйте вот так, а это вот так". Затем кто-то из музыкантов останавливал меня и говорил: "Минутку, я сыграл один и тот же фрагмент трижды, разреши сыграть это по-другому, для разнообразия. Давай изменим, добавим шика, или сделаем паузу, или...". Я всегда ожидаю от музыкантов искреннего участия, творческого подхода к делу...
фото: Frank Farian (начало 70-х)
видео: Frank Farian "Rocky" (1976)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий