Сегодня мы совершим ещё один экскурс в историю. И поможет нам в этом статья, опубликованная в декабре прошлого года в журнале "Собеседник". Мы вспомним времена, когда о группе Boney M. заговорил весь бывший СССР, население которого составляло 250 миллионов человек, а территория государства занимала на планете Земля 1/6 часть суши.
К сожалению авторы материала допустили ряд неточностей, которые мы позволили себе исправить. Но, в целом, статья вполне адекватно отражает ситуацию 30-летней давности и будет любопытна как, своего рода, исторический документ.
«Бони М»: проникновение за железный занавес
Что читать, что смотреть и какую музыку слушать, в СССР решала цензура. Неудивительно, что приезд в Москву в декабре 1978 года мегапопулярной буржуазной группы «Бони М» стал сенсацией.
Распутин, гонорар, фарцовка
В СССР песни группы «Бони М» разрешали, но не все. Цензуру не прошла, например, песня Rasputin. Хит про «настоящего самца и любовника русской царицы» за аморалку не включили и в первую в истории СССР пластинку группы, которая вышла в августе 1978 года.
– Песнями группы «Бони М», которыми так насыщена история СССР, владела немецкая фирма Ariola-Eurodisc, – рассказывает Феликс Перепелов, работавший в те годы заместителем директора Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». – С ней и был заключён контракт на 2 года – в течение этого срока «Мелодия» могла выпускать пластинку заранее оговоренным тиражом. Пластинку «Бони М» печатали на заводах «Мелодии» в Ташкенте, Риге, Тбилиси и подмосковной Апрелевке. Но вышла она тиражом всего 100.000 экземпляров – ничтожно малым для страны.
За этот винил любой фанат «Бони М» готов был отдать душу. Чтобы избежать побоищ и разгрома в магазинах, администрация вызывала милицию или дружинников, покупателей запускали внутрь небольшими группами. В нагрузку к «Бони М» давали то, что пылилось на полках – пластинки какого-нибудь ВИА вроде «Синей птицы» или «Пламени». Стоимость такого набора увеличивалась на 2 рубля, но фанат безропотно брал эту «нагрузку».
В магазинах пластинка «Бони М» стоила 2 рубля 15 копеек. Фарцовщики толкали её за 20–30 рублей, местами просили и все 90 (это при средней зарплате в 130–150 рублей!). Спекуляция в СССР каралась, поэтому администрация магазина следила ещё и за тем, чтобы продавцы не отпускали по несколько пластинок в одни руки.
– Мы продавали лицензионные пластинки «Бони М», – вспоминает Лариса Грузинова, работавшая в те годы в молдавском доме грампластинок. – Не знаю, каким чудом, но в СССР попал и импорт – пластинка «Бони М», выпущенная на Западе. Она была упакована в красочный целлофанированный пакет, стоила 9 рублей, и на ней был записан «Распутин». Мне дали 40 штук, а в коллективе – 45 человек, и попробуй всем угодить. Кроме того, эту пластинку хотели в горкоме и обкоме, и всех надо было уважить. Часть дисков я отправила «наверх», а среди своих провела лотерею.
Страсти вокруг «Бони М» в СССР кипели нешуточные. Песни Sunny, Daddy Cool, Rivers of Babylon и даже запрещённый Rasputin, переписанные с пластинок на бобины, крутили на танцах. Осенью 1978 года стало известно, что «Бони М» приедет в СССР с концертами.
«Чайка», люкс и апельсины
Считается, что именно «Бони М» пробили дыру в железном занавесе. Конечно, и до них в СССР бывали западные артисты: в 1976 году, например, в Москве выступал британец Клифф Ричард, в рамках культурного обмена приезжали исполнители из Франции, но «Бони М» стали первыми, кому устроили приём на мировом уровне. Именно после них в СССР потянулись и другие исполнители капиталистической ориентации – уже в 1979 году приехал Элтон Джон.
Солисты «Бони М» – Лиз Митчелл, Мэйзи Уилльямс, Марсия Баррэтт, Бобби Фаррэлл и их персонал выгрузились в Шереметьево 7 декабря.
– Исполнители из соцстран привозили с собой полторы тонны оборудования, а с «Бони М» прилетело 11 тонн, – вспоминает тур-менеджер Госконцерта Наталья Иванова, которая решала оргвопросы во время пребывания группы в Москве. – К трапу подогнали «Чайку», что тоже было удивительно – обычно обходились «Волгой». Музыканты вышли в сказочно красивых шубах, которые практически не снимали – в Москве тогда морозы были до минус 30.
«Бони М» поселили в гостинице «Россия», которая сама теперь стала историей. Из окон их роскошных трёхкомнатных люксов на 13-м этаже открывался потрясающий вид на Москву. Особых требований, как это принято сейчас среди знаменитостей, группа не выдвигала. Но проблемы возникли там, где их ждали меньше всего.
– Особенно мы намучились с завтраком, – рассказывает Наталья Иванова. – Утром музыканты заказывали в номер апельсиновый сок, который тогда можно было купить только в «Берёзке» за валюту. С превеликим трудом мы доставали апельсины на плодоовощных базах и давили из них сок. Другой проблемой стал ресторан в гостинице «Россия». Он закрывался в 11 вечера, с кухни все уходили в 10 – как раз в то время, когда выступление «Бони М» подходило к концу. Артисты привыкли ужинать после концерта, поэтому мы договаривались с работниками ресторана и платили им внеурочные, чтобы те дожидались артистов.
Мавзолей, номенклатура, пиар
– «Бони М» вышли на сцену в блестящих одеждах и перьях – чудо! – с восхищением вспоминает свой поход в «Россию» музыкальный редактор «Мелодии» Юлия Сапрыкина. – До сих пор мы видели программы с одной рампой и одинокой лампочкой над роялем. А тут – море огней! У меня сложилось ощущение, что первые концерты смотрели важные люди, которые решали, можно ли «Бони М» и дальше выступать перед советскими зрителями – в партере сидели, в основном, номенклатурные работники. Судя по всему, их всё устроило.
По Москве ходили слухи, что «Бони М» приехали в СССР чуть ли не по личному желанию Леонида Брежнева. Это неправда – генсека на шоу не было, однако, согласно некоторым свидетельствам, он лично санкционировал приезд группы в Москву. По мнению Ирины Родниной, приезд темнокожих артистов в СССР объясняется тем, что накануне летней Олимпиады в Москве нашему руководству нужно было показать свою лояльность Западу.
Фото солистов в ослепительно белых шубах на фоне собора Василия Блаженного обошло все мировые таблоиды. Западный коллектив в стране, наводящей ужас: мощнее PR сложно было придумать!
– Работали музыканты на износ, за неделю дали 10 выступлений, включая телевизионные съёмки, – рассказывает Наталья Иванова. – Уставали жутко. Однажды даже пришлось задержать дневной концерт – я не могла поднять с кровати Бобби Фаррэлла. Публика уже в зале, а он ещё в кровати!
Журнал «Музыкальная жизнь» так отозвался о гастролях группы: «Красочное, поражающее экзотикой и самобытностью выступление «Бони М» было тепло встречено нашей публикой. Но нельзя не пожалеть о том, что своеобразный элемент эксцентрики, составляющий неотъемлемую черту творческого облика ансамбля, иногда оборачивался откровенным «трюком на публику» (к примеру, solo бас-гитариста, сыгранное… зубами)».
Те московские гастроли стали историческими и для самой группы. Сегодня в России «Бони М» по-прежнему любят и обеспечивают аншлаги.
15.12.2009
Авторы: Пустовойтов Сергей
Фото: ИТАР-ТАСС
Иcточник: Собеседник №48 за 15.12.2009
видео: День Boney M. на MTV (1993)
Комментариев нет:
Отправить комментарий