вторник, 1 декабря 2009 г.

Российский релиз Boney M. "10 000 Lightyears" (2009)




На портале крупнейшего российского интернет-магазина OZON.RU анонсирован выход российского релиза почитаемого истинными меломанами альбома Boney M. "10 000 Lightyears" ("10 000 световых лет"). Впервые он увидел свет в 1984 году и вышел на всех доступных тогда носителях: LP, CD, магнитофонных компакт-кассетах и даже на лазерных видеодисках LDV. Это один из первых поп-альбомов, весь цикл производства которого был осуществлён с применением новейших цифровых технологий: запись, микширование и "нарезка" матриц для тиражирования копий. По тем временам это было чрезвычайно дорогое удовольствие, которое могли позволить себе лишь гранды мировой поп-рок сцены. Западногерманский журнал для меломанов и специалистов в области звукотехники "Professional Sound" даже рекомендовал "10 000 Lightyears" для тестирования самой совершенной аппаратуры класса High End, поскольку качество сведения и балансировка там были доведены до совершенства.
Однако этот релиз примечателен не только тем, что имеет безупречное техническое качество, но и (что гораздо важнее) великолепный музыкальный контент. Достаточно прочитать обзор, который опубликовал в сети один поклонник арт-рока, кторого явно нельзя отнести к симпатизантам диско или поп-проектов (печатается с сокращениями):

10 000 СВЕТОВЫХ ЛЕТ ОТ ПОПСЫ

Вышедший в феврале 1984-го года новый диск "10 000 Lightyears", на первый взгляд, мало, чем отличался, от предыдущих творений - всё те же четверо мулатов на обложке, всё тот же знакомый логотип, всё та же фирма Hansa/BMG.
Однако наполнение альбома, музыкальное, лирическое и идейное, радикально отличалось как от того, что прославило группу ранее, так и от всей попсы, выпущенной как до, так и после этого.
Фактически "10 000 световых лет" оказался беспрецедентным случаем в области самой массовой поп-музыки.
Во-первых, этот альбом концептуальный. Кто-то может сказать, что, дескать, вся попса концептуальная, и посвящена она соплям, слюням и прочим человеческим выделениям. Может, и так, но именно этот диск наполнен фантастико-философскими идеями, связанными с поиском места в этом мире и возможным переселением в другие миры - как в пространстве, так и во времени.

We can live in harmony in another world - ten thousand light years away ("Future World").

Somewhere in the world - there's piece of mine ("Somewhere in the world")

Как и подобает концептуальному альбому, здесь есть и протяжённость (первые две композиции идут нон-стопом), и увертюра (начало "Noah's Ark"), и репризы (заглавная композиция перекликается с "Future World"). Есть и небольшие дивертисменты, напрямую с тематикой альбома не связанные, но всё-равно попадающие в общую канву размышлений: "Living Like A Moviestar" - критический взгляд на жизнь голливудской кинозвезды, купающейся в роскоши ("they got the luxury money can buy"), но не доживающей до старости ("they dying 'fore getting old") из-за скандалов и различных нервозных передряг; "Bel Ami" - весёлая и позитивная песня о дружеских отношениях; "I Feel Good" - практически бытовая зарисовка про "он" и "она", помирившихся после недавней ссоры.
Совершенно выпадает из общего ряда дискотечный номер "DIZZY", записанный, скорее, для тестирования модной, по тем временам, аппаратуры светомузыки.
В целом же концепция на диске раскрыта на порядок совершеннее, чем в любом ареновском "концептуальном" альбоме - будь то "The Visitor", "Immortal?" или "Contagion".
Во-вторых, этот альбом сыгран живыми музыкантами на вполне живых инструментах.
Здесь, преимущественно, живая работа ударника (исключение составляют "I Feel Good", "Living Like A Moviestar" и "DIZZY"), без лишней электронной подзвучки, с настоящими хэтами и цимбалами - всё как у людей. В "Exodus" можно услышать арпеджио, а на "Bel Ami" есть даже синкопы - словом, работа ударника здесь на порядок лучше, чем в львиной доле продукции середины восмидесятых, даже необязательно попсовой.
Отличился и гитарист. Рефреном через композицию "Future World" проходит увесистый гитарный рифф; на цепких и заводных риффах построена и "Exodus", да и на всём остальном альбоме гитарная работа очень даже на уровне. Соло, правда, отстутсвуют.
Зато есть замечательные соло на саксофоне, очень в духе Kenny G - в композициях "Future World" и "Where Did You Go?".
Радует и наличие виолончели в заглавной композиции, минорные скрежещущие пассажи которой как нельзя кстати сочетаются с общей мрачноватой атмосферой этой вещи.
Клавишная работа преимущественно текстурная, но и здесь Фариан демонстрирует вкус и чувство меры. Деликатные пассажи на рояле сменяются симфоническими полотнами. Кое-где проскакивают короткие, на несколько тактов, сольные пробежки на синтезаторе.
Редкий случай, но бас в доброй половине композиций не запрограммирован, а сыгран также живым музыкантом. Манера игры (slap) и звучание баса вполне в духе музыки тех времён.
В-третьих, альбом очень разнообразен стилистически, хотя при этом совершенно не эклектичен.
Первая композиция являет собой чистейшей воды арт-рок, даже без приставки "нео-". Совершенно очевидно, что Фрэнк Фариан вырос за последние годы как композитор и аранжировщик, и перерыв в творчестве группы между 1981-м и 1984-м годами только пошёл на пользу. "Noah's Ark/Exodus" ни в какое сравнение не идёт с трэками предыдущего альбома.
Композицию предвараяет чуть ли не "думовая" увертюра с тревожным пением на фоне минорных аккордов на полуакустике и мрачноватого клавишного фона. Всю эту минорность внезапно прерывают резкие риффы на электрогитаре и жёсткая ритм-секция. Вокал всё такой же тревожный, в то время как внезапные ноты на синтезаторе нагнетают тревоги и грандиозности. Слегка разряжает обстановку голос Лиз Митчелл, до боли знакомый ещё со времён хитов "Sunny" и "No Woman No Cry" (кавер хита Боба Марли). Однако, к припеву композиция достигает своей эмоциональной кульминации - эффектное чередование одиночного голоса и хора, поющих о массовом переселении на другие планеты, в иные миры.
Часть, исполненная детским хором, совершенно параноидальная по своему настроению, очевидно, вдохновлена творчеством американской группы Baby's Gang (нашедшим своё продолжение на следующем альбоме "Kalimba De Luna"), которые, в свою очередь, переняли эту идею у Pink Floyd (конкретно - из "Another Brick In The Wall Pt.2").
Словом, получилась блестящая композиция для некогда ультрапопсовой группы; по сути - мини-рок-опера.
"Exodus" плавно перетекает в "Wild Planet". Переселенцы уже прибыли на новую планету, где им дали убежище представители высшей цивилизации. Стремительный и очень энергичный номер с запоминающимися пробежками на клавишных и мощной ритм-секцией.
Впечатляющий тяжёлый рифф украшает арт-роковую "Future World" с эффектным припевом и очень аппетитными клавишными пассажами, звучащими ничуть не хуже титанов арт-рока семидесятых. Переселенцы, оказавшись в новом мире, с грустью взирают на свою умирающую планету ("i see the planet slowly die") - но выхода нет; жить в гармонии можно лишь на расстоянии десяти тысяч световых лет.
Песня "Where Did You Go?" имеет отчётливо джазовые оттенки, собственно это и есть джаз-поп в духе Кенни Джи. Продолжает эту линию фанковая "Bel Ami" с синкопированной фразировкой медной секции и такой же ритм-секцией. Гитарная работа здесь вполне напоминает раннего Джоржа Бенсона (см. например, концертник Lonnie Smith - "Live At Club Mozambique", 1970).
Изящная и в то же время величественная баллада, своего рода философская притча, "Somewhere In The World" чем-то напоминает подобные вещи из Electric Light Orchestra (например, "Don't Walk Away" из альбома "Xanadu").
Кульминация альбома приходится на заглавную композицию, в которой аллегорически отображено вечное устремление человека к чему-то возвышенному, его постоянный поиск лучшего места в этом мире. Собственно, эта композиция и "склеивает" воедино все остальные вещи альбома.
Диск в целом звучит как откровение дискотечной попсовой группы, захотевшей сказать нечто большее, чем банальное "Keep On Dancing" и "Let's Play The Music".
У меня есть все альбомы Boney M, которые я понапокупал в припадке ностальгии ещё лет десять назад. Все они лежат где-то в далёких ящиках, недоступных взору случайного гостя. Но этот альбом у меня содержится в основной коллекции, недалеко от Burzum и The Brecker Brothers. Я уже давно привык к удивлённым взглядам своих приятелей - но отношения к диску изменить не могу. В конце концов, какая разница, кто именно записал шедевр?
Вся соль в том, что в период тотального опопсения и деградации, самая конформистская и гиперкоммерческая группа, как минимум, в Европе, прогрессировала семимильными шагами.
За это и уважаю.




Что ж, может быть это и не бесспорные умозаключения (относительно других альбомов группы), но вполне красноречивое свидетельство незаинтересованной (в смысле преданного фанатизма) персоны. Такие отстранённые мнения важны и лишний раз лишь подтверждают тезис о том, что творчество Boney M. мало кого оставляет равнодушным.
Те, кто желает приобрести официальный российский релиз отреставрированной версии "10 000 Lightyears", снабжённой, к тому же, двумя бонус-трэками, могут сделать это, кликнув на заголовок статьи.

videos:
1.Boney M. "Somewhere in the World"
2.Boney M. "Living like a Moviestar"

Комментариев нет: